СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Структура урока физической культуры давно определена. Урок разделен на три части, каждая из которых имеет определенные функциональные задачи. В заключительной части ставится задача восстановления организма после напряженной мышечной работы, подготовки его к последующей учебной деятельности.
Средства восстановления, как известно, бывают самые различные. В основном на уроке применяют определенные физические упражнения, влияющие на общее состояние организма занимающегося. Единственный их недостаток в том, что процесс восстановления проходит без активного участия центральной нервной системы. А ведь данные процессы во многом определяются психическим состоянием учащихся в данный момент занятий. Учитывая это, мы включаем в заключительную часть уроков элементы аутогенной тренировки, в результате чего имеем возможность в последние минуты урока активно воздействовать на восстановительные процессы организма учащихся, формируя у них при этом навыки само регуляции.
В аутогенной тренировке определены три основных пути воздействия на состояние центральной нервной системы: тонус скелетных мышц и дыхания; представления, чувственные образы; слово (произносимое вслух и мысленно). Эти воздействия используют последовательно и в комплексе.
Прежде чем приступить непосредственно к аутогенной тренировке, мы предварительно вырабатываем у учащихся определенные физические и психические навыки. Первым вырабатываем навык мышечного расслабления (релаксация), так как он является стержневым компонентом аутогенной тренировки. Поэтому овладение им имеет первостепенное значение.
Средства
частные школы СПб
МЫШЦЫ И АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Из курса анатомии и физиологии человека известно, что все части организма, а соответственно и мышцы, имеют свое «представительство» в мозге. Но не все они представлены в нем одинаково. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью рук и функциями мимических мышц. Поэтому главным компонентом в структуре релаксации является расслабление именно этих групп мышц.
Несколько слов о механизме действия релаксации. Поток импульсов от напряженных мышц возбуждает определенные зоны центральной нервной системы. Посредством мышечного расслабления уменьшается импульсация в мозг, и как результат — снижается уровень бодрствования. Для лучшего освоения этого навыка аутогенной тренировки мы включаем в заключительную часть уроков, а также в домашние задания упражнения на расслабление определенных групп мышц.
1. Расслабление мышц лица: лба, век, щек, языка, губ.
2. Расслабление мышц рук: кисти, предплечья, плеча.
3. Расслабление мышц туловища: живота, груди, спины.
4. Расслабление мышц ног: стопы, голени, бедра.
ДЫХАНИЕ ПРИ РЕЛАКСАЦИИ
После овладения учащимися навыками релаксации мы приступаем к обучению их управлению ритмом дыхания. Цикл дыхания состоит из фаз вдоха, выдоха и паузы между ними. Установлено, что во время вдоха происходит активация мозговых процессов, тогда как при выдохе наступает успокоение. Именно поэтому максимальное физическое усилие можно воспроизвести, задерживая дыхание на вдохе. А наиболее полное расслабление мышц наступает в период глубокого выдоха. На уроках и дома учащиеся выполняют упражнения, регулирующие дыхание в комплексе с релаксацией. Например: вдох — напряжение определенной группы мышц, выдох — расслабление. После формирования этих физических навыков переходим к отработке психических навыков.
ВНИМАНИЕ ПРИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности. Поэтому выработку психических навыков нужно начинать именно с внимания. Отрабатывать навыки внимания учащимся помогают следующие упражнения:
а) фиксация внимания на движении секундной стрелки;
б) фиксация внимания на каком-либо (обязательно неинтересном) предмете — карандаше, ручке, палочке и т. д.
Часто мы используем и психотехническую игру «Хромая обезьяна». Детям предлагается закрыть глаза. Затем учитель объявляет классу: «Сейчас вы получите задание. Кто из вас почувствует, что с ним не справляется, должен хлопнуть в ладоши или поднять руку. Внимание! Задание: не думать о хромой обезьяне».
ЧУВСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ КАК НАВЫК АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Добившись хорошего усвоения упражнений на развитие внимания, можно приступить к выработке у учащихся более сложного навыка аутогенной тренировки — чувственного образа. Так, реальные предметы, используемые в вышеизложенных упражнениях фиксации внимания на движении за секундной стрелкой, на каком-либо неинтересном предмете, заменяются воображаемыми. К примеру, учитель предлагает: «Представьте, что у каждого из вас на ладони вытянутой вперед правой руки находится стакан с водой. Спокойно продвигаясь вперед, вообразите ваши действия, направленные на то, чтобы пронести стакан, не расплескав ни капельки воды».
В эту же серию упражнений включаем задания такого типа:
а) ощутите тепло, распространяющееся с отдельных участков (рук, ног) тела на все тело;
б) ощутите тяжесть, распространяющуюся по всему телу. Развивает воображение и психотехническая игра «Термометр». Класс строится в две шеренги. Учащиеся поворачиваются лицом друг к другу. Стоящим в первой шеренге предлагаем представить, что одна рука у них погружена в нагретый солнцем песок или ванну с теплой водой. Стоящим во второй шеренге предлагаем, касаясь рук товарищей, определить, какая рука теплее — левая или правая. Затем происходит смена функций.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Как одно из основных составляющих аутогенной тренировки, используемой на уроках, они должны быть положительно-эмоциональными. Хорошо, когда на этом этапе работы учитель настраивает занимающихся вызывать, отдыхая от физических упражнений, в своем воображении такие картины:
а) летний день с зеленой лесной лужайкой;
б) берег моря с ритмичным шумом волн;
в) голубое небо с парящей в небе чайкой.
Эти и другие представления должны сочетаться с соответствующими физическими ощущениями (тепло, освежающий ветерок) и внутренними переживаниями (расслабленность, безмятежность, покой).
СЛОВО КАК СРЕДСТВО ТРЕНИРОВКИ В АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Слово воздействует на течение физиологических процессов не непосредственно, а путем повышения или понижения уровня активности основных нервных процессов. Эффективное воздействие слова проявляется в процессе самой тренировки, когда образные представления подкрепляются соответствующими словесными формулами, произносимыми мысленно.
Где же учителю физической культуру взять время на уроке для выработки у учащихся этих навыков аутогенной тренировки? Мы, как уже говорилось, это делаем в заключительной части каждого урока. Дело в том, что каждый из указанных выше навыков может служить восстанавливающим средством. Первые два физических навыка непосредственно восстановительные. Психические навыки воздействуют опосредованно.
На формирование каждого навыка отводим 2—3 урока. Совершенствуются же они в серии уроков, непосредственно в процессе самой аутогенной тренировки. На практике мы убедились: чем старше школьники, тем меньше времени требуется для овладения навыками.
Когда школьники овладевают всеми основными психическими и физическими навыками, мы приступаем непосредственно к аутогенной тренировке. Исходя из советов специалистов, используем две позы при проведении аутогенной тренировки.
Поза «кучер на дрожках» (рис. 1). Сесть на гимнастическую скамейку, слегка согнуть спину, опустить голову; ноги слегка расставить, руки положить без упора на бедра так, чтобы свободно свисали кисти.
Поза «лежа на спине» (рис. 2). Лечь на спину на гимнастическом мате, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, положить свободно вдоль туловища ладонями вниз, ноги развести.
Аутогенная тренировка состоит из двух частей:
- успокаивающей;
- мобилизующей.
В успокаивающей части нужно добиться некоторого снижения уровня бодрствования мозга, в мобилизующей — его повышения. И то и другое достигается при соблюдении трех условий:
1) регуляции мышечного тонуса;
2) управления ритмом дыхания;
3) оперирования чувственными образами.
1. Регуляция мышечного тонуса. Успокаивающая часть: полное расслабление всех мышц тела (релаксация). Мобилизующая часть: повышение тонуса всех мышц тела.
2. Управление ритмом дыхания. Успокаивающая часть: относительно короткий вдох, плавный, медленный выдох, пауза. Мобилизующая часть: длительная фаза вдоха, пауза, относительно короткий выдох.
3. Оперирование чувственными образами. Успокаивающая часть: «Лежу на берегу реки», «Купаюсь в море», «Лежу на светлой поляне». Мобилизующая часть: «Хожу босиком по снегу», «Купаюсь в проруби», «Стою на краю пропасти».
© 2018, Воронов Артем Витальевич 506