СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение
В условиях Крайнего Севера народ саха воспитывал подрастающее поколение, используя национальные игры предков, а также своеобразные физические упражнения, которые формировались и совершенствовались на протяжении многих поколений и служили народу для поддержания физического здоровья.Многими учеными отмечено, что «национальные особенности, наследственные и социальные, бытовые привычки, уклад жизни оказывают весьма существенное влияние на физическое развитие и двигательную подготовленность». Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка. Именно в игре ребенок растет, обучается, развивается. А народные, национальные игры, состязания, забавы являются отличным способом повышения их двигательной активности, способствуют повышению общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния. Через этику народных игр и видов спорта воспитываются уважение к людям, развивается чувство товарищества и доброты, справедливого отношения к сопернику. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Актуальность. Якутские национальные виды спорта, игры предков очень доступны, развлекательны, состязательны, интересны, увлекательны для всех, в любых условиях, не требуют большого количества инвентаря и оборудования. Они являются отличным подготовительным и специальным тренировочным средством для других классических видов спорта.
Объект - процесс физического воспитания учащихся
Предмет исследования – использование якутских национальных физических упражнений и игр процессе обучения
Цель – развитие физических качеств учащихся через использование
якутских национальных физических упражнений и игр
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Гипотеза исследования – применение на уроках физической культуры
разнообразных форм игрового и соревновательного методов в процессе
обучения может вызвать моральное удовлетворение детей, повышать интерес
к занятиям физической культурой и эффективно способствовать развитию их
физической подготовленности
Посредством различных индивидуальных и командных игр дети развивают разносторонние физические качества, укрепляют здоровье, повышают общую физическую подготовленность. Для повышения уровня физической подготовленности и формирования физических способностей, приобретения различных двигательных навыков применяю в процессе занятий физической культурой игровые и соревновательные методы.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе урока не только начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, но и для комплексного совершенствования двигательной деятельности. Одной из существенных особенностей игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся, как по типу сотрудничества, когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты.
В ходе игры слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам. За дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение. Ученикам кратко и логично объясняю правила игры:
Н.К.Шамаев в учебном пособии «Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций» якутские национальные способы физического тренинга подразделяет на пять групп. (стр.48)
Основываясь на такое подразделение, якутские национальные игры предков я квалифицировал на пять групп:
Классификация национальных игр предков на уроках физкультуры в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей
|
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
«Ястреб и цыплята» («Элиэ уонна чоппуускалар») |
«Невод» Мунхалааhын») |
«Попробуй, встань» («Ким кыайан турарый») |
«Наступи на ноги» («Атах тэпсиитэ») |
«Белка и орехи» («Тиин уонна эриэхэ») |
«Прыжки через соломинку» («Хорон от урдунэн ыстанааhын») |
«Бык и пенек» («О5ус уонна чоночох») |
«Кырынаастыыр» («Прыжки горнастая») |
Составляя такую классификацию, я учитывал следующее:
- Время проведения урока;
- Нагрузку учащихся;
- Тематику уроков;
Классификация национальных игр предков на уроках физкультуры в соответствии с величиной нагрузки
Большая физическая нагрузка |
Средняя физическая нагрузка |
Малая физическая нагрузка |
Харда5ас охторуута |
Атах тэпсиитэ |
Хабылык, хаамыска, |
|
Ойбонтон уулааhын |
|
Халбас харата |
|
|
При данной классификации основывался на следующее:
- Правильное использование времени, так как некоторые игры требуют больше времени;
- Соответствие целям и задачам уроков;
- Раскрытие индивидуальных личностных качеств, физических возможностей детей и сплочение коллектива;
Для учащихся нетрадиционные формы урока – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции и.т.д. Игра – одна из наиболее выигрышных активных форм обучения. В процессе игры приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, раскрываются личностные качества обучающихся.
Классификация национальных игр предков на уроках физкультуры в соответствии с видом взаимодействия играющих как соперник
Индивидуальное соперничество |
Коллективное соперничество |
Харда5ас охторуута |
|
Кэтэх тардыhыы |
Мээчик оонньооhун |
Ойбонно уктэтии |
Анньа, бэрдэ |
При данной классификации основывался на следующих принципах:
- Учет целей и задач урока;
- Развитие умений и навыков каждого ребенка;
- Подготовка к Нормативам, достижение высоких результатов посредством данных игр;
- Развитие личности через подвижные игры;
Классификация национальных игр предков на уроках физкультуры в соответствии воздействия на физические качества
Физические качества |
||||
Гибкость |
Быстрота |
Координация |
Сила |
Выносливость |
«Вертушка» («Тутум эргиирэ») |
«Тыытыкылаах кус» |
(хабылык) (хаамыска) (тырыынка) |
«Подъем тощей коровы» («Кэтэх ына5ы туруоруу») |
«Не упади в прорубь» («Ойбонно туhумэ») |
«Водопой из проруби» («Ойбонтон уулааhын») |
«Бэрэлээх кулун» |
«Меткий охотник» («Бэргэн булчут») |
«Муhэ былдьаhыы» |
«Жеребята» («Кулунчуктар») |
«Илиин аннынан тутум маhынан тахсыы» |
«Ат буолан сырсыы» |
«Дул5алаах сиринэн» |
«Бой быков» («О5устар киирсиилэрэ») |
Эhэс торбос |
На своих уроках я по возможности использую современные компьютерные средства. Считаю, что современный урок физкультуры значительно выигрывает при грамотном сочетании новых информационных технологий и традиционной системы обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить занимающегося в положение участника соревнований и.т.д.)
В условиях реализации ФГОС нового поколения для развития детей как личности, для развития умений, возможностей данная тема, на мой взгляд, играет немалую роль. В свете требований ФГОС развиваются навыки коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные. Не только для физического развития обучающегося, но и в общении с другими, в умении ценить культуру своего народа, в уважении традиционной культуры всех народов, в бережном хранении традиций ценность, полезность национальных игр предков, на мой взгляд, неоспорим.
Доказано, что погружение личности в мир традиционной народной культуры способно сформировать личность ребенка как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности (Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А.)
Несколько слов о воспитательной работе. Воспитательной работе уделяем много времени, например, организую разновозрастные командные соревнования.
Вывод:
Применение на уроках физической культуры разнообразных форм игрового и соревновательного методов в процессе обучения детей младшего школьного возраста действительно вызывает моральное удовлетворение детей, повышает интерес к занятиям физической культурой и эффективно способствует совершенствованию их физической подготовленности.
© 2017, Ефимов Александр Алексеевич 2219