СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская концепция «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Творчество - это деятельность,в которой раскрывается духовный мир личности»

В. А. Сухомлинский

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.

В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта главной задачей современного образования стала - воспитание всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

Эстетика – это в переводе с греческого - наука о прекрасном в природе и искусствах.

Представление о красоте формируется у дошкольника прежде всего в процессе такой деятельности как рисование, лепка, аппликация, словесное творчество, пение, движение под музыку.

Каждый народ создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Одним из наиболее популярных и расширенных видов народного творчества россиян является вышивка. В наши дни вышивание продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает все большую популярность.

Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества.

Данная тема актуальна тем, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.

Изобразительной деятельности и ручному труду детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель моей работы - развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей жизни, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.

Поставленная цель решалась через следующие задачи:

• образовательные: познакомить детей с народными промыслами; познакомить с декаративно-прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской,городецкой и жостовской росписями, с гжелью;вызвать интерес к народному творчеству; закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни; учить видеть красоту в различных видах росписи; учить детей оригигинально составлять узоры по мотивам народных росписей;Учить детей осваивать специальные умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иглой).

• развивающие: совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки); развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;в работе с иголкой развивать мелкую моторику рук; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

• воспитательные: способствовать развитию интереса детей к народному творчеству; повышения творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любови к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.

Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в НОД, в играх, труде, в кружковой работе;на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.

Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мной определены направления работы:

  1. Мной был разработан творчески – информационный проект «Декоративно – прикладное искусство».
  2. Составлено перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
  3. Составлен план кружковой работы «Волшебная ниточка»
  4. Составлен план работы с родителями.
  5. Разработана серия сценариев по декоративному рисованию.

Первое с чего началась моя работа по декоративно-прикладному искусству - это создание предметно-развивающей среды, которая в себя включает:

• центр практической деятельности (столы, мольберт, стена для рисования,канва,нитки, картон, иголки и т.д)

• мини-музей «Русские узоры» (уголок старины и предметов искусства)

• центр творчества

С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству использовала разнообразные типы непосредственно образовательной деятельности такие, :

• импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе;

• обобщающего типа;

• праздники, как форма коллективной работы;

• экспериментирование;

• экскурсия.

Знакомство с различными видами росписи проводилась работа согласно разработанному мной проекту. Участниками проекта являются дети моей подготовительной группы. Срок реализации: сентябрь – май 2017г.

1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором) с использованием компьютерных презентаций.

2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла( «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам Хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка» и т.д.)

3. Оформление мини-музея «Русские узоры»: один предмет, например, дымковский конь, несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).

4. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, с учетом интеграции образовательной деятельности по лепке, декоративному рисованию, аппликации, ручному труду:

  • Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
  • Рисование элементов дымковской и хохломской росписей.
  • Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».

5. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Продолжи рисунок» и т.д.

6. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества(использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов, рисование на различном материале (бумага, дерево, глиняные игрушки, пластилиновые поверхности).

7.Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи).

8. Посещение «Русской избы», находящейся в нашем детском саду.

9. Активирован словарь: Растительный орнамент, тычок, завиток, элемент, «Золотая Хохлома», дымковская, филимоновская, гжель, ярмарка, коробейник и т.д.

10.Знакомство с декоративно – прикладным искусством через художественную литературу:

  • чтение стихов : М.Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Веселая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска»; П. Синявский «Хохломская роспись»; Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
  • Заучивание стихов.
  • Загадывание загадок.
  • Чтение отрывка из книги Н.Бедник «Хохлома».

11.Музыкальное воспитание:

  • Песня на мелодию русской народной песни «Ой, вставала я…»
  • «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского.
  • Русский народный хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой.
  • Частушки

Большое значение имело тесное сотрудничество с семьями воспитанников. С этой целью были организованы индивидуальные консультации «Художественные промыслы», информационные стенды «Значение народной игрушки в воспитании детей», выставки «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома»

В настоящее время дети много времени проводят за компьютерными играми и просмотром телевизионных передач. Поэтому я решила приобщить детей к вышиванию, т. к. это является моим хобби. Родители откликнулись на моё предложение научить детей вышиванию. Таким образом,у нас появился кружок «Волшебная ниточка».

В обучении вышивке дети прошли два этапа: 1. Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности. 2. Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях

Наиболее оптимальной формой организации являются занятия кружка, где дети учатся вышивать один – два раз в неделю в течение одного или двух лет.

На занятиях по вышивке дети знакомились с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними; учились вдевать нитку в иглу, закреплять нить на ткани; овладевали техникой выполнения некоторых швов («Вперед иголку», «Назад иголку», «Крестик», «Тамбурный шов» и др.).В результате этой работы была создана «Волшебная шкатулка» с готовыми работами детей.

В результате планомерно проводимой работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством,уровень творческих способностей дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, активизировался словарь.

Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Декоративно-прикладное искусство в моей работе является одним из факторов гармоничого развития личности. В процессе ознакомления с народным искусством я отметила изменения в детях, они стали добрее друг к другу, внимательнее. Искусству вышивания меня научила бабушка, а я хочу сохранить и передать этот опыт детям своей группы, раскрыть им мир прекрасного и развить художественный вкус.

«Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее.

Список литературы

1. Гаврилова В. В., Л. А. Артемьева «Декоративное рисование» Волгоград: Учитель, 2010г.

2. Гранкина М. В. Нетрадиционные изобразительные техники // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №5. – С. 88-92.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М: Изд. Центр "Академия",1997

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – В 2 ч. – Москва, 2007.

5. ЗлотниковВ. Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. Дис. – М., 1966.

6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995

7. Моран А. «История декоративно-прикладного искусства». - М., 1986.

8. ЛитвиноваМ. Ф. Русские народные подвижные игры. / Под. Ред. Л. В. Руссковой. – М.: Просвещение,1986.

9. Пантелеев Г. Н. - «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.

10. Парухина О. Н. Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №3. – С. 93

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. Шк., 1988.

12. РазинаТ. М. Русское народное творчество. – М., 1970.

13. Хвастунова Т. А. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с современными требованиями// Воспитатель ДОУ. – 2009. - №2. – С. 28

14. Штейнле Н. Ф. «Изобразительная деятельность» - Волгоград: ИТД «Корифей» 2009г.

29.03.2017 20:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!