СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеклассное мероприятие «Бабушкино лукошко».
Цели:
- Знакомство с лекарственными растениями нашего края;
- установление причинной связи между отдельными элементами природы;
- развитие познавательные способностей детей, коммуникативные навыки общения, любознательность;
- воспитание чувства патриотизма к родной природе,
бережного отношения к ней, охрана и разумное использование её богатств.
Ход занятия:
Воспитатель. Под музыку.
Я не степью хожу, я хожу по аптеке.
Разбираюсь в её травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты неписанный странный рецепт.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
- О чём стихотворение?
- А что это за аптека, по которой ходит автор?
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры. В нём нет ни единого бесполезного растения. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.
- А путешествовать будем под девизом….
-Собери пословицу и узнаешь.
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
- Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли? (Людей, собирателей лекарственных трав называли «травниками»).
Сейчас я узнаю, как вы знаете лекарственные растения?
1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)
2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)
4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик)
5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)
6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина )
7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер)
8.У забора живёт, никого не признаёт,
Не собака, а кусает и погладить не даёт. ( Крапива)
- Что объединяет все слова - отгадки?
- Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений.
Бабушка: Здравствуйте, меня зовут бабушка травница.
Чтобы познать секреты лекарственных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.
-О каком доме идёт речь – угадайте!
Загадка.
Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Чтение стихотворения детьми.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Мы вас можем научить.
Все лечебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
- С некоторыми из них я сейчас вас познакомлю.
Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
В середине золотая, кто это такая?
Найдите ответ, он спрятан возле вас.
Звучит музыка, появляется Ромашка.
- Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Очень давно, как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.
-Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка: Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.
1 –ый –Лечит кашель.
2 – ой – Снимает жар.
3 – ий – Используют при мытье волос.
4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.
5 – ый – Лечит зубную боль.
Ромашка: Запомните простое народное средство. Если болит горло. Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.
Подорожник: Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
-Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?
-Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок – срочно беги ко мне!
- Послушайте моё народное средство.
Вы натёрли ногу, нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.
Ландыш.
Расцветаю я весной,
Только снег сойдёт лесной.
И на каждом стебле в ряд,
Словно лампочки горят.
Ой, а ты кто?
Ландыш: Я – лекарственное растение, означает «лилия долин», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу.
Ландыш применяют:
- для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,
-действует как успокаивающее средство.
- девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.
Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.
Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!
-Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? ( Он ядовит).
Динамическая пауза.
Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Мать- и мачеха.
-Вы кто? Зачем вы к нам пришли?
Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!
Шиповник.
Где – то в чаще дремучей, за оградой колючей,
У заветного местечка есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки развешаны на ветке.
Меня зовут царем кустов за цвет и за запах
Моих лепестков. Хоть куст мой зеленый
Вас ранить готов, но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
- Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С.
Мать – и – мачеха.
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой
-Знаем, ты Мать – и – мачеха!
Мать – и – мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.
Тысячелистник.
Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.
-А как ты можешь помочь, Тысячелистник?
Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.
-Ребята, лекарственных растений очень много, к нам не все смогли прийти.
Давайте вспомним и о других.
1. Растения, которым сводят бородавки. ( Чистотел)
2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)
3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. ( Щавель)
4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».
А как звучит его научное название? ( Алоэ)
5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. ( Берёза)
6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)
Правила сбора и обработки лекарственных растений.
П р а в и л о п е р в о е: что собирать. Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
П р а в и л о в т о р о е: когда собирать. Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, мать-и-мачеху – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
П р а в и л о т р е т ь е: где собирать. Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его нельзя. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.
П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки.
-Давайте все лекарственные растения попросим выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку поправить своё здоровья.
Музыка (взялись за руки)
Увидел молодой росток, не трогай и не рви.
Пройди – ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава. Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай! Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы! Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги её. Ветки не ломай, не трогай
Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, дружок, Смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!
Бабушка : Не хочется чаю с печеньем, с пирожным,
Я снова скучаю о чае таёжном:
С душицей, с дымком, с земляничным листом,
Но можно и с мятой, малиной, медком.
Я всех вас хочу угостить кипятком,
С волшебным, таёжным, лесным запашком.
Всем спасибо за внимание.
© 2019, Булакина Анастасия Александровна 298