СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Бабушкино лукошко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие «Бабушкино лукошко».

Цели:

- Знакомство с лекарственными растениями нашего края;

- установление причинной связи между отдельными элементами природы;

- развитие познавательные способностей детей, коммуникативные навыки общения, любознательность;

- воспитание чувства патриотизма к родной природе,

бережного отношения к ней, охрана и разумное использование её богатств.

Ход занятия:

Воспитатель. Под музыку.

Я не степью хожу, я хожу по аптеке.

Разбираюсь в её травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты неписанный странный рецепт.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

- О чём стихотворение?

- А что это за аптека, по которой ходит автор?

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры. В нём нет ни единого бесполезного растения. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.

- А путешествовать будем под девизом….

-Собери пословицу и узнаешь.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

- Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли? (Людей, собирателей лекарственных трав называли «травниками»).

Сейчас я узнаю, как вы знаете лекарственные растения?

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик)

5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)

6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина )

7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер)

8.У забора живёт, никого не признаёт,

Не собака, а кусает и погладить не даёт. ( Крапива)

- Что объединяет все слова - отгадки?

- Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений.

Бабушка: Здравствуйте, меня зовут бабушка травница.

Чтобы познать секреты лекарственных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

-О каком доме идёт речь – угадайте!

Загадка.

Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Чтение стихотворения детьми.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Все лечебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

- С некоторыми из них я сейчас вас познакомлю.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая, кто это такая?

Найдите ответ, он спрятан возле вас.

Звучит музыка, появляется Ромашка.

- Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Очень давно, как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.

-Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка: Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.

1 –ый –Лечит кашель.

2 – ой – Снимает жар.

3 – ий – Используют при мытье волос.

4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.

5 – ый – Лечит зубную боль.

Ромашка: Запомните простое народное средство. Если болит горло. Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.

Подорожник: Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

-Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?

-Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок – срочно беги ко мне!

- Послушайте моё народное средство.

Вы натёрли ногу, нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.

Ландыш.

Расцветаю я весной,

Только снег сойдёт лесной.

И на каждом стебле в ряд,

Словно лампочки горят.

Ой, а ты кто?

Ландыш: Я – лекарственное растение, означает «лилия долин», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу.

Ландыш применяют:

- для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,

-действует как успокаивающее средство.

- девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.

Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.

Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!

-Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? ( Он ядовит).

Динамическая пауза.

Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Мать- и мачеха.

-Вы кто? Зачем вы к нам пришли?

Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!

Шиповник.

Где – то в чаще дремучей, за оградой колючей,

У заветного местечка есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки развешаны на ветке.

Меня зовут царем кустов за цвет и за запах

Моих лепестков. Хоть куст мой зеленый

Вас ранить готов, но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

- Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С.

Мать – и – мачеха.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

-Знаем, ты Мать – и – мачеха!

Мать – и – мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.

Тысячелистник.

Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.

-А как ты можешь помочь, Тысячелистник?

Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

-Ребята, лекарственных растений очень много, к нам не все смогли прийти.

Давайте вспомним и о других.

1. Растения, которым сводят бородавки. ( Чистотел)

2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)

3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. ( Щавель)

4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».

А как звучит его научное название? ( Алоэ)

5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. ( Берёза)

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

Правила сбора и обработки лекарственных растений.

П р а в и л о п е р в о е: что собирать. Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

П р а в и л о в т о р о е: когда собирать. Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, мать-и-мачеху – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

П р а в и л о т р е т ь е: где собирать. Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его нельзя. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки.

-Давайте все лекарственные растения попросим выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку поправить своё здоровья.

Музыка (взялись за руки)

Увидел молодой росток, не трогай и не рви.

Пройди – ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава. Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай! Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы! Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги её. Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет, Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок, Смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

Бабушка : Не хочется чаю с печеньем, с пирожным,

Я снова скучаю о чае таёжном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом,

Но можно и с мятой, малиной, медком.

Я всех вас хочу угостить кипятком,

С волшебным, таёжным, лесным запашком.

Всем спасибо за внимание.

29.10.2019 16:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП