СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по речевому развитию "Тема Грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическая неделя: «Лес. грибы».

Тема : «Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

Возраст: старший дошкольный.

Направление развития: речевое.

Образовательная деятельность: : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».

Задачи:

-Знакомить с новым художественным произведением («художественно-эстетическое развитие»),

- Развивать умение связно пересказывать литературный текст;

Формировать умение пользоваться условными обозначениями частей текста;

Уточнить знания о структуре текста: начало, середина и конец;

Закрепить знания о частях слова, проверить знания гласных и согласных звуков; Дифференцировать звуки С и Ш («речевое развитие»)

-развивать память, мышление, внимание, развивать связную речь, координацию речи и движения.

-развивать умение координировать движения с текстом («физическое развитие»).

Методы и приемы:

Словесные: художественное слово, беседа, вопрос, загадки.

Наглядные: картинки с грибами, игрушки-гномики, прямоугольник - пазл.

Практические: игровые упражнения «Помоги гномикам».

Материалы, инструменты, оборудование:

«Хрестоматия для дошкольников», Игрушки двух гномиков, прямоугольник – пазлы, предметные картинки, фланелеграф, две сумочки.

Логика совместной деятельности педагога и детей.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

: Ребята, давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие грибы мы можем найти в лесу

Воспитатель: Скажите, почему у грибов такое название Подберёзовик,

Подосиновик и т.д.

Воспитатель обращается к детям со средним и низким уровнем развития речи:

- Ксюша, где растёт подберёзовик?

- Кирюша, какой гриб боятся мухи?

Воспитатель: Мы с вами читали много стихов, рассказов про осень, осенний лес. Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним произведением. Называется оно «По грибы», написал Яков Тайц.

Послушайте, пожалуйста.

Воспитатель читает произведение.

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал: - Ну–ка, кто больше наберет! Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала: - Бабушка, давай меняться лукошками! - Давай! Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит: - Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом: - Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.

После прочтения текста воспитатель задаёт вопросы по тексту:

- Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом? - Куда пошли Надя с бабушкой? - Зачем они пошли в лес? - Что сказал дедушка, провожая их в лес? - Что они делали в лесу? - Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка? - Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой? - Что сказал дедушка, когда они вернулись? - Что сказала Надя?

Воспитатель просит повторить последние слова текста, обращая внимание на силу голоса, интонацию.

Воспитатель читает произведение ещё раз.

Воспитатель: А сейчас вы попробуете сами пересказать произведение. Помогать нам будут пазлы, составив которые вы получите целый прямоугольник. Синяя его часть – это начало рассказа, жёлтая часть – это середина, красная часть – конец.

Выходит первый ребёнок, рассказывает начало, ставит на фланелеграф синюю часть прямоугольника. Второй, рассказывая середину, ставит жёлтую часть, соединяя с синей. Третий заканчивает рассказ, присоединяет красную часть прямоугольника.

Воспитатель: Ребята, понравился вам пересказ ваших товарищей.

Может кто-нибудь ещё хочет пересказать?

По желанию дети рассказывают ещё раз, используя пазлы.

При составлении рассказа детьми низкого и среднего уровня воспитатель помогает наводящими вопросами.

Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ» Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Рыжики срывали.

Лисичка бежала, Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Искали опятки.

Медведь проходил, Мухомор раздавил.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях маленькие гномики. У них дома всё маленькое и называется всё ласково.

Игра

Воспитатель: Давайте с вами представим, как будут звучать дома у гномиков следующие слова:

Гриб –

Лист –

Дуб –

Туча-

Дождь

Воспитатель: Этих гномиков зовут Шустрик и Соник. Шустрик весёлый, радостный, всегда улыбается, всё успевает. А Соник грустный, расстроенный, ни чего у него не ладиться, везде он опаздывает.

Игра

Воспитатель: Помогите ребята рассказать, что делают Шустрик и Соник.

Шустрик уже одет, а Соник только…

Шустрик заправил кровать, а Соник только…

Умылся -

Почистил зубы -

Позавтракал –

Пришел в детский сад –

Нарисовал-

Воспитатель: Скажите, что нужно сделать Сонику, чтоб везде успевать и быть в хорошем настроении

Воспитатель: Шустрик вам принёс загадку, отгадайте её.

Нахмуриться, насупиться, В слезы ударится - Ничего не останется.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове ТУЧА.

Значит и слогов два. Какой первый? Какой второй?

Давайте составим предложения со словом ТУЧА.

Детей с низким уровнем развития речи воспитатель просит повторить предложения, составленные детьми.

- Аня, повтори предложение, которое составила Даша.

- Алёша, что сказал про тучу Дима.

Игра

Воспитатель: Сейчас наши ребята будут словами.

Два ребёнка встают рядом, воспитатель называет слова, которые они обозначают. (Туча хмурится) Все закрывают глаза, дети – слова меняются местами, остальные ребята открывают глаза и «читают» предложение.

Воспитатель: Давайте добавим слово. Что это может быть за слово? (большая, тёмная, чёрная, грозовая)

Ребёнок, выбранный третьим словом, присоединяется к первым двум в произвольном порядке. Дети «читают» предложение.

Воспитатель: Наши гости собрались домой. Давайте на прощанье подарим им подарки

Игра

Воспитатель: В сумку Шустрика положите картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук Ш, в сумку Сонику картинки, на которых предметы, в названии которых есть звук С.

Итог.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, с каким произведением мы с вами познакомились (По грибы).

А вы хотите ещё услышать произведения этого автора?

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большего.)

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Дети отвечают:.(подосиновик, боровик, подберёзовик, маслёнок, моховик, поганка, опята, мухомор)

(потому что растёт под берёзой

(потому что растёт под осиной) и т.д.

Дети отвечают на вопросы.

.Дети пересказывают рассказ по частям.

(Дети шагают на месте)

(прыгают)

(лёгкий бег на месте)

(прыгают)

(идут на месте вразвалку)

Дети подбирают слова с уменьшительным суффиксом –ок-, -очек.

грибок – грибочек

листок – листочек

дубок – дубочек

тучка

- дождик

(одевается).

(заправляет).

умывается.

– чистит.

завтракает.

еще идет.

– рисует.

Дети высказывают свои мнения.

Туча.

Два

Дети выполняют задание, «читают» предложения.

Раскладывают картинки в соответствии с заданием.

Дети отвечают.

Умеют выполнить задание в соответствии с текстом.

Умеют объяснять названия грибов.

Умеют внимательно слушать.

Умеют отвечать на вопросы по прочитанному полными ответами.

Умеют пересказать текст.

Умеют оюбразовывать однокоренные слова с уменьшительным суффиксом.

Умеют подбирать глаголы настоящего времени.

Умеют делить и называть слоги.

Умеют составить предложение.

Знают и могут выделить звуки с, ш.

20.10.2024 14:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП