СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическая неделя: «Лес. грибы».
Тема : «Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».
Возраст: старший дошкольный.
Направление развития: речевое.
Образовательная деятельность: : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».
Задачи:
-Знакомить с новым художественным произведением («художественно-эстетическое развитие»),
- Развивать умение связно пересказывать литературный текст;
Формировать умение пользоваться условными обозначениями частей текста;
Уточнить знания о структуре текста: начало, середина и конец;
Закрепить знания о частях слова, проверить знания гласных и согласных звуков; Дифференцировать звуки С и Ш («речевое развитие»)
-развивать память, мышление, внимание, развивать связную речь, координацию речи и движения.
-развивать умение координировать движения с текстом («физическое развитие»).
Методы и приемы:
Словесные: художественное слово, беседа, вопрос, загадки.
Наглядные: картинки с грибами, игрушки-гномики, прямоугольник - пазл.
Практические: игровые упражнения «Помоги гномикам».
Материалы, инструменты, оборудование:
«Хрестоматия для дошкольников», Игрушки двух гномиков, прямоугольник – пазлы, предметные картинки, фланелеграф, две сумочки.
Логика совместной деятельности педагога и детей.
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Ожидаемые результаты |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
: Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие грибы мы можем найти в лесу Воспитатель: Скажите, почему у грибов такое название Подберёзовик, Подосиновик и т.д. Воспитатель обращается к детям со средним и низким уровнем развития речи: - Ксюша, где растёт подберёзовик? - Кирюша, какой гриб боятся мухи? Воспитатель: Мы с вами читали много стихов, рассказов про осень, осенний лес. Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним произведением. Называется оно «По грибы», написал Яков Тайц. Послушайте, пожалуйста. Воспитатель читает произведение. Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал: - Ну–ка, кто больше наберет! Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала: - Бабушка, давай меняться лукошками! - Давай! Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит: - Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала! Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом: - Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино. После прочтения текста воспитатель задаёт вопросы по тексту: - Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом? - Куда пошли Надя с бабушкой? - Зачем они пошли в лес? - Что сказал дедушка, провожая их в лес? - Что они делали в лесу? - Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка? - Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой? - Что сказал дедушка, когда они вернулись? - Что сказала Надя? Воспитатель просит повторить последние слова текста, обращая внимание на силу голоса, интонацию. Воспитатель читает произведение ещё раз. Воспитатель: А сейчас вы попробуете сами пересказать произведение. Помогать нам будут пазлы, составив которые вы получите целый прямоугольник. Синяя его часть – это начало рассказа, жёлтая часть – это середина, красная часть – конец. Выходит первый ребёнок, рассказывает начало, ставит на фланелеграф синюю часть прямоугольника. Второй, рассказывая середину, ставит жёлтую часть, соединяя с синей. Третий заканчивает рассказ, присоединяет красную часть прямоугольника. Воспитатель: Ребята, понравился вам пересказ ваших товарищей. Может кто-нибудь ещё хочет пересказать? По желанию дети рассказывают ещё раз, используя пазлы. При составлении рассказа детьми низкого и среднего уровня воспитатель помогает наводящими вопросами. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ» Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала, Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. Воспитатель: Сегодня у нас в гостях маленькие гномики. У них дома всё маленькое и называется всё ласково. Игра Воспитатель: Давайте с вами представим, как будут звучать дома у гномиков следующие слова: Гриб – Лист – Дуб – Туча- Дождь Воспитатель: Этих гномиков зовут Шустрик и Соник. Шустрик весёлый, радостный, всегда улыбается, всё успевает. А Соник грустный, расстроенный, ни чего у него не ладиться, везде он опаздывает. Игра Воспитатель: Помогите ребята рассказать, что делают Шустрик и Соник. Шустрик уже одет, а Соник только… Шустрик заправил кровать, а Соник только… Умылся - Почистил зубы - Позавтракал – Пришел в детский сад – Нарисовал- Воспитатель: Скажите, что нужно сделать Сонику, чтоб везде успевать и быть в хорошем настроении Воспитатель: Шустрик вам принёс загадку, отгадайте её. Нахмуриться, насупиться, В слезы ударится - Ничего не останется. Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове ТУЧА. Значит и слогов два. Какой первый? Какой второй? Давайте составим предложения со словом ТУЧА. Детей с низким уровнем развития речи воспитатель просит повторить предложения, составленные детьми. - Аня, повтори предложение, которое составила Даша. - Алёша, что сказал про тучу Дима. Игра Воспитатель: Сейчас наши ребята будут словами. Два ребёнка встают рядом, воспитатель называет слова, которые они обозначают. (Туча хмурится) Все закрывают глаза, дети – слова меняются местами, остальные ребята открывают глаза и «читают» предложение. Воспитатель: Давайте добавим слово. Что это может быть за слово? (большая, тёмная, чёрная, грозовая) Ребёнок, выбранный третьим словом, присоединяется к первым двум в произвольном порядке. Дети «читают» предложение. Воспитатель: Наши гости собрались домой. Давайте на прощанье подарим им подарки Игра Воспитатель: В сумку Шустрика положите картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук Ш, в сумку Сонику картинки, на которых предметы, в названии которых есть звук С. Итог. Воспитатель: Ребята, напомните мне, с каким произведением мы с вами познакомились (По грибы). А вы хотите ещё услышать произведения этого автора? |
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большего.) (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.) (Загибают пальчики, начиная с большого.) Дети отвечают:.(подосиновик, боровик, подберёзовик, маслёнок, моховик, поганка, опята, мухомор) (потому что растёт под берёзой (потому что растёт под осиной) и т.д. Дети отвечают на вопросы. .Дети пересказывают рассказ по частям. (Дети шагают на месте) (прыгают) (лёгкий бег на месте) (прыгают) (идут на месте вразвалку) Дети подбирают слова с уменьшительным суффиксом –ок-, -очек. грибок – грибочек листок – листочек дубок – дубочек тучка - дождик (одевается). (заправляет). умывается. – чистит. завтракает. еще идет. – рисует. Дети высказывают свои мнения. Туча. Два Дети выполняют задание, «читают» предложения. Раскладывают картинки в соответствии с заданием. Дети отвечают. |
Умеют выполнить задание в соответствии с текстом. Умеют объяснять названия грибов. Умеют внимательно слушать. Умеют отвечать на вопросы по прочитанному полными ответами. Умеют пересказать текст. Умеют оюбразовывать однокоренные слова с уменьшительным суффиксом. Умеют подбирать глаголы настоящего времени. Умеют делить и называть слоги. Умеют составить предложение. Знают и могут выделить звуки с, ш. |
© 2024, Белова Диана Ахатовна 119