СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте пословицы.

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

- Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

(Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Ты всего добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.)

Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь.

БЕРУТ-СОБИРАЙ-НАБЕРЁШЬ

- Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? (Чередование звуков Е-И).

-Можем ли мы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? Почему? (Нет. Мы не знаем правила, которое надо применить.)

Перед вами глаголы. Выполните предложенные задания.

-Определите их вид. (Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

- Подберите к каждому глаголу видовую пару.

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

-Вы составили видовые пары глаголов. Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И.

(В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.)

- Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

Определите части речи.

ИЗБИРАТЕЛИ (существительное)

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ (прилагательное)

БЛЕСТЯЩЕ ( наречие)

- Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов.

- Кто готов представить своё «открытие»?

(Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.)

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- МИР-

- СТЕЛ - СТИЛ –

- ЖЕГ - ЖИГ-

- Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА):

Правило ослика ИА

Пиши И, когда есть А.

- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в парах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

1. Выделяю в слове (корень).

2. Ставлю (знак ударения).

3. Нахожу (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

6. Если есть (суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е)

15.04.2022 18:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!