СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прочитайте пословицы.
Сиденьем города не берут.
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
- Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?
(Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
Ты всего добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.)
Выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь.
БЕРУТ-СОБИРАЙ-НАБЕРЁШЬ
- Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? (Чередование звуков Е-И).
-Можем ли мы объяснить условия выбора букв Е-И в корнях данных слов? Почему? (Нет. Мы не знаем правила, которое надо применить.)
Перед вами глаголы. Выполните предложенные задания.
-Определите их вид. (Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?)
- Подберите к каждому глаголу видовую пару.
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
-Вы составили видовые пары глаголов. Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И.
(В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.)
- Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?
Определите части речи.
ИЗБИРАТЕЛИ (существительное)
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ (прилагательное)
БЛЕСТЯЩЕ ( наречие)
- Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов.
- Кто готов представить своё «открытие»?
(Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.)
-ТЕР - -ТИР-
- БЕР- БИР-
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- МИР-
- СТЕЛ - СТИЛ –
- ЖЕГ - ЖИГ-
- Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА):
Правило ослика ИА
Пиши И, когда есть А.
- Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в парах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».
1. Выделяю в слове (корень).
2. Ставлю (знак ударения).
3. Нахожу (безударную гласную в корне)
4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
6. Если есть (суффикс А, пишу И), если нет (пишу Е)
© 2022, Попкова Ольга Ильинична 374