СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Человек социальное существо. Всю жизнь его окружают другие люди. И поэтому, совершая тот или иной поступок, люди так или иначе оглядываются на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь их осуждения, тем самым устанавливая для себя и окружающих рамки. В процессе общения с другими людьми и с окружающей средой в целом у человека формируется речь, мышление, внутренний план сознания, которые по праву можно считать особенностями исключительно человеческими. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный оборот понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день является определение Г. Олпорт: «Установка является состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое воздействие на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан». На базе установки формируется стереотип как образное эмоциональное представление о социальном объекте.
Таким образом, восприятие проходит сквозь призму опосредующих звеньев, которые определенным образом детерминируют и структурируют реальность, подводя ее под конкретные имеющиеся у индивида категории.
Этнические стереотипы - элемент национальной психологии, формируются как на уровне обыденного, так и теоретического сознания и представляет собой сочетание эмоциональных, рациональных и волевых элементов. Содержание этнокультурного стереотипа, по мнению Л. Н. Гумилева, сводится к культурной нормы в широком смысле слова, которая сочетает стилевые особенности жизни, одежды, жилья, общения и тому подобное. Стереотип как норма имеет свойство обобщать эти особенности в некую целостность, способную воспринимать форму этнического понимания, на уровне этнического сознания воспринимается как обобщение «мы». Этнические стереотипы являются кодом этнической культуры. Этническое кодирования характерно не только для традиционно бытовой, но и для современной культуры, хотя теперь оно уже не так четко определено. Это связано с особенностями нашего социального бытия, которое в соответствии усложняет и систему кодирования: оно все больше прячется в глубинные слои - сферу психики, национального характера, духовной культуры и, естественно, оказывается не столько во внешних признаках, сколько во внутренних, чувственных или поведенческих.
Актуальность темы. На этапе современных преобразований - в России актуальным является изучение стилей жизни молодежи, поскольку молодежь это наиболее продуктивная часть общества, а стиль жизни молодежи - это выбор жизненного пути с целью реализации прежде всего внутреннего потенциала, способностей. Конечно, стиль жизни молодых людей является способом самопознания и самовыражения, а также формой социального отражения действительности. Активное формирование мировоззренческой позиции молодежи - центрального образования ее самосознания - осуществляется путем интенсивного анализа и принятия индивидуального и социального опыта приобретенного в деятельности и общении. Это многоуровневый процесс социального познания, существенное место в котором играют социально-перцептивные компоненты, определяющие не только способы (механизмы) усвоения социальных знаний, представлений, но и существенные содержательные характеристики мировоззрения, личностную и социальную идентичность. В российской социальной психологии таким проблемам не уделялось достаточного внимания, прежде всего из-за существенных идеологических ограничения советской эпохи и остро-противоречивую историю становления российской государственности. Кроме того растет научный интерес к данной проблематике и в мировой науке: постоянные вспышки терроризма и агрессии на межэтнической и межрелигиозной почве, обострение межкультурных противоречий в целом ряде регионов мира требуют более глубокого понимания природы этнических стереотипов и механизмов их влияния на мировоззрение граждан.
Актуальность исследования обусловлена еще и практической значимостью проблемы, недостаточностью изучения такого явления, как этнический стереотип, и его проявления в психологии русских как этноса и как нации, его места в структуре межличностного общения и совместной деятельности.
© 2020, Широкова Татьяна Вячеславовна 649