СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи
Мамы, папы, не ленитесь, делайте вместе с ребенком упражнения для развития речи, бонусом к регулярным занятиям идут ваши собственные успехи в работе, потому что теперь и ваша речь станет четкой, правильной и красивой.
Упражнения для губ и языка. Они позволяют разработать артикулярный аппарат и улучшить формирование и прохождение звуков. Все упражнения нужно повторить по несколько раз.
Губы принимают форму, необходимую для произнесения того или иного звука (округлены – «О», принимают форму овала – «У), но вслух он не проговаривается. Затем возвращаются в исходное положение (сомкнутые губы). Губы принимают форму для произнесения различных звуков. Например, цепочка «А»-«С»-«О»-«Ю»-«Ш»-«У». Затем возвращаются в исходное положение. Растянуть губы в уголках, язык упереть в нижние зубы, чуть выгнув. Повторить несколько раз. Поднять язык вверх, прижав боковые края к верхней челюсти. Прогнуть язык, прижав кончик и часть спинки к небу.
Тренируйте произнесение отдельных звуков. Опишите ребенку, какое положение занимают губы и язык при произнесении того или иного звука, пусть он попробует сделать все по правилам.
Отрабатывайте звуки и слоги. Выберите звуки и слоги, произнесение которых вызывает у ребенка трудности. Работайте с ними, пока не достигните положительных результатов.
Дайте ребенку список односложных слов с трудным для ребенка звуком. К примеру: мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т.д. Сформируйте пары схожих по звучанию слов, которые ребенку нужно будет произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др. Пусть ребенок выделяет голосом безударные гласные звуке. Например, нужно четко произносить звук «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т.д. Выделение голосом звуков в приставках. Сформируйте упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести). Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки.
Такие упражнения вы можете формировать самостоятельно на абсолютно любые звуки.
Учитесь правильно ставить ударение. Познакомьте ребенка с Орфоэпическим словарем, в котором он сможет смотреть правильное произношение и ударение слов. Упражнение же будет таким: нужно произносить вслух слова, выделяя при этом ударения на первом слоге (на втором, третьем, последнем и т.д.).
Меняйте слова по родам, числам, падежам. Это упражнение направлено на избежание ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку:
Просклонять существительные (машина, дерево, река, солнце, ворона и т.д.) по падежам. Сказать, как будет звучать прилагательное (летний, морской, веселый) в мужиком, женском и среднем роде, а также в единственном и множественном числе. Назвать формы глагола (петь, бежать, хлопать) в различных родах и числах.
Выполнять упражнения нужно вслух.
Тренируйте навык постановки логических интонационных пауз. Отработка этого навыка поможет сделать темп речи наиболее оптимальным – не быстрым и не замедленным. Для данного упражнения используются стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения.
Упражнение состоит из двух этапов. 1. Дайте ребенку листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Пусть он проставит знак «/» в местах логических пауз. Например: Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший. 2. Логические паузы будут в следующих местах: Уронили мишку / на пол, Оторвали мишке / лапу. Все равно его не брошу / — Потому что он / хороший. Затем ребенку нужно будет прочитать стихотворение с учетом всех логических пауз. Со временем задание можно усложнять, убрав в стихотворении все знаки препинания.
Учитесь объяснять пословицы и поговорки. Предложите ребенку список пословиц и поговорок, например:
Вывести на чистую воду; Кашу маслом не испортишь; Наш пострел везде поспел;
Попросите ребенка объяснить, как он понимает каждую из них. Затем обсудите ответы, если ребенок дал неверный ответ, расскажите, что имеется в виду в той или иной пословице. его. А чтобы закрепить результат, вспомните схожие по смыслу пословицы. Такое упражнение поможет определить уровень знаний определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также сформировать представление о значении новых слов.
Читайте вместе. Переоценить пользу чтения невозможно. В развитии речи оно также играет одну из ключевых ролей, расширяя словарный запас ребенка, знакомя его с разными речевыми и грамматическими конструкциями, учит правильно произносить те или иные слова. Ребенок любит читать по себя? Отлично! Но время от времени просите его почитать вам вслух. Можете устраивать настоящие литературные вечера, когда собирается вся семья, а можно и друзей пригласить, и по очереди читает какую-то пьесу или роман, делится своими впечатлениями от прочитанных книг, обсуждает сюжет и главных героев.
Артикуляционная гимнастика.
Чистая речь дошкольника желанна для многих родителей. Это и верно, ведь те дефекты звукопроизношения, которые у двух-трёхлетки естественны и милы, после 4-5 лет уже становятся логопедической проблемой.
Поясню. В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Это обусловлено, во-первых, недостаточной развитостью движений речевых органов (языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), и, во-вторых, находящимся ещё в процессе формирования фонематическим слухом (Фонематический слух - это способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи). К 4-5 годам в норме все эти несовершенства уходят сами собой, ребёнок осваивает произношение всех звуков и правильное использование их в словах.
Но нередко бывает и так, что дефекты звукопроизношения не исправляются естественно к этому возрасту и принимают форму устойчивого нарушения. В этом случае важно своевременно начать систематические занятия с логопедом, поскольку с каждым уходящим годом коррекция даётся всё сложнее, для неё требуется всё больше времени и всё больше усилий ребёнка. Четырёх-пятилетка имеет неоспоримое огромное преимущество перед семилеткой в решении своих произносительных проблем.
Давайте обсудим, что может помочь ребёнку эффективно овладеть звукопроизношением, как на этапе естественного освоения, так и в случае необходимости коррекционных занятий. Увлекательным и действенным методом будет артикуляционная гимнастика.
С помощью артикуляционной гимнастики тренируются правильные полноценные движения речевых органов, которые необходимы для правильного произношения звуков. Если попроще, то её можно назвать "зарядкой для язычка" и легко сделать любимой и весёлой игрой для малыша.
Каждое из упражнений имеет своё образное название, в занятиях с ребёнком родители могут использовать его или придумать своё, более удачное. Названия позволяют превратить артикуляционную гимнастику в игру, заинтересовывают и увлекают ребёнка. Ещё лучше, если мама придумает целую сказку о весёлом выдумщике язычке, которому не сидится на месте.
Итак, упражнения:
"Лопата"
широкий и расслабленный язычок ложится на нижнюю губу и отдыхает (10-15 секунд). Внимательно следить за тем, чтобы язычок был максимально расслаблен, не подрагивал
"Ямка"
из широко раскрытого ротика высунулся широкий язычок. Его кончик и края поднимаются вверх, тянутся к зубкам, но не достают. Удерживается в таком положении 15 секунд
"Иголка"
Язычок высунулся сильно из ротика, напрягся, стал узким и острым, как колючая иголка. Удерживается в таком положении 15 секунд
"Рулончик"
широкий мягкий язычок сильно высунулся из ротика. Верхние зубы прижимают-удерживают его, а кончик язычка свернулся рулончиком и прижимается к нижним зубкам изнутри. Удерживается в таком положении 15 секунд
"Маятник"
высовывается узкий плотный язычок и передвигается то вправо, то влево, смотрит на правую щёку, потом медленно скользит к левой, и обратно. Повторить медленно 15-20 раз
"Лошадка"
язычок присасывается к нёбу, потом цокает, как лошадка копытцами. Цокаем сильно, медленно - тянется подъязычная связка. Повторить медленно 10-15 раз
"Резинка"
язычок присасывается к нёбу и удерживается крепко. При этом нижняя челюсть опускается вниз, натягивая подъязычную связку как резинку. Повторить медленно 15-20 раз
"Качели"
узкий плотный язычок поочерёдно тянется то к носу, то к подбородку. Повторить медленно 10-15 раз
"Вкуснятина"
высовывается широкий мягкий язычок, смачно облизывает верхнюю губу и прячется обратно в рот. Повторить медленно 15-20 раз
"Змея"
острый узкий язычок сильно высовывается, а потом убирается вглубь рта. Повторить медленно 15-20 раз
"Колесо"
облизывать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу - несколько раз по часовой стрелке, потом несколько раз против часовой стрелки. Повторить медленно 10 раз
"Катушка"
исходное положение - упражнение "Рулончик". Кончик языка постоянно упирается в нижние зубы изнутри, а широкий язычок "выкатывается" изо рта и прячется. Повторить 15 раз
Не обязательно делать все упражнения за один раз. Хорошо уделять гимнастике 3-5 минут несколько раз в течение дня, если ребёнок хочет больше - на здоровье! Уделите много внимания увлекательной организации гимнастики, постарайтесь заинтересовать ребёнка, не принуждать его, чтобы с речевыми движениями не ассоциировалось негативное настроение.
Если мы слышим в транспорте, магазине или в любом другом общественном месте красивую, правильную речь, обязательно отметим ее своим вниманием. А когда ребенок 4-5 лет грамотно, четко, чисто, ритмично ведет беседу, то уверена, никто не останется равнодушным. Родители малышей такого возраста вздохнут. Старшее поколение скажет одобрительные фразы. И это действительно замечательно.
Ко мне часто обращаются с вопросами: «Почему у моего ребенка плохая речь?», «С чем связаны звуконарушения у малышей?». Отвечу прямо: причин много и они разные. Но каждый родитель должен понимать, что вопросы плохой речи, нарушения звукопроизношения решаемы!
Поставить звук у малыша не составляет большой трудности (если нет физиологических проблем в строении артикуляционного аппарата). Больше затруднений возникает, когда специалист переходит к закреплению и автоматизации звука, вводит поставленные звуки в речь малыша. И тут на помощь должны приходить родители.
Очень часто и во многих источниках вы можете услышать или прочитать, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, а особенно родителям, что малыш является «зеркалом» семьи. И это верно.
Речь взрослых, которые находятся часто или постоянно с ребенком, общение с ним, является для детей основным образцом родного языка, поэтому она должна быть правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков.
Коррекция речи и звукопроизношения требует от ребенка больших волевых усилий и самоконтроля. В силу того, что вновь выработанные навыки еще слабы, малыш пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью.
Процесс автоматизации звуков в частности и нормализации речи, в общем, возможен при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым также необходимо внимательно следить за звукопроизношением малыша и корректно (хочу акцентировать, именно КОРРЕКТНО) исправлять ошибки не только при выполнении упражнений и заданий, которые дал логопед, но и на протяжении всего времени.
И я думаю, что благодаря совместным усилиям самого ребенка, родителей и специалиста, грамотная, чистая, четкая и ритмичная речь – это не дар, а приобретение. Но оно так важно и нужно и при поступлении в школу, и при самореализации своих желаний, мыслей, возможностей.
© 2015, Олейник Анна Ивановна 857