СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по тексту М. Ю. Лермонтова «Бородино»

(Развитие читательской грамотности школьника)

Михаил Лермонтов Бородино

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

Задание

Вам необходимо по каждому виду задач подобрать еще по два примера и выделить их желтым цветом или жирным шрифтом.

Аналитические

  1. К какому роду войск принадлежит рассказчик? Как вы это определили? Обоснуйте свой выбор.
  2. Проведите наблюдения за фонетическим строем поэтической речи. Какими звуками автор добивается звукового образа страшного боя? Обоснуйте свой выбор.

  1. В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? Обоснуйте свой выбор.
  1. С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

Информационные

  1. Выпишите из текста не менее двух примеров возвышенной лексики. Обоснуйте уместность ее употребления в данном тексте.
  2. Выпишите из стихотворения устаревшие слова, составь словарик устаревших слов, дав их толкование и расставив по алфавиту.
  3. Перед вами два плана: простой и цитатный. Некоторые пункты плана пропущены. Восстановите их, пользуясь текстом стихотворения М. Лермонтова «Бородино».

Интерпретационные

  1. В предпоследней строфе рассказчик называет «басурманами» противников. Изначально этим словом на Руси обозначали иноверцев, чаще всего мусульман. Почему же рассказчик называет так французов, которые были преимущественно католиками? Как вы объясните такое словоупотребление? Запишите ответ в 5-7 предложениях.
  2. На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат? Запишите ответ в 5-7 предложениях.
  3. Почему старый солдат утверждает, что его боевым товарищам досталась «плохая доля»? Запишите ответ в 5-7 предложениях.

Позиционные

  1. Какие качества, на ваш взгляд, проявили солдаты на поле боя? Запишите ответ в 3-4 предложениях.

2. В стихотворении Лермонтова звучит тема патриотизма. А что значит в наше время «быть патриотом»?

3. Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя. О каких чертах народного характера это говорит?

4. Почему нас сегодня волнуют чувства людей, живших почти 200 лет назад?

16.02.2022 17:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП