СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Еще немного и ваш малыш станет первоклассником. Волнительное время: радостное и тревожное одновременно. Как пройдет адаптация к новой обстановке, учительнице, сможет ли ребенок найти общий язык с одноклассниками, достаточно ли он интеллектуально подготовлен к школе?…
Да, «первый раз в первый класс» – стрессовая ситуация не только для ребенка, но и для родителей. Не зря учителя начальных классов на собраниях шутливо объявляют мамам и папам: «Поздравляем вас со вторым поступлением в школу.»
Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, важны не только навыки чтения и счета, но и наличие у него физической и психологической готовности к школе. Физическую готовность определяют врачи, которых вы вместе с ребенком обходите перед поступлением в школу.
А из чего складывается психологическая готовность?
Очень часто дети хотят идти в школу. Но вот что именно там их привлекает?Если ребенок говорит, что он хочет учиться, потому что в школу ходит его друг Вася или потому что ему купили красивые тетрадки и карандаши – это указывает на то, что у него не сформирована готовность к принятию положения школьника и его прельщают только внешние атрибуты, которые очень быстро теряют свою актуальность. Психологически
Этот ребенок к семи годам самостоятелен: он может сам гулять во дворе, убирать за собой игрушки, умываться перед сном, стелить себе кровать, имеет свою домашнюю обязанность (например, покупка хлеба в магазине рядом с домом, поливка цветов). Он знает, что школа – это не дом ужасов, но и не сказочный дворец. Да, в школе есть свои трудности, которые можно преодолеть и которые необходимы, чтобы добиться чего-то в жизни. (научиться читать и писать непросто. Но если слушать учительницу, выполнять задания, то вполне возможно. Зато потом можно будет самому перечитать много книг, писать друзьям письма…)
2. Волевая готовность – способность управлять своей деятельностью, регулировать поведение. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен пользоваться всеми элементами волевого действия:
Способствовать развитию воли старшего дошкольника хорошо в совместной игре ребенка со взрослыми.
Пример. Обучение учебной деятельности – игра «Школа»;
Уборки квартиры – «Дочки- матери»;
Подстриганию ногтей – «Парикмахерская»;
Изготовлению поделок – «Телевизионная передача»и т.д.
В игре шансы на сопротивление ребенка («Не хочу», «Не буду», «Сами делайте» ) уменьшаются, так как он заинтересован сюжетом и ощущает свою сопричастность к игре.
Но, конечно, ребенок не будет в школе только играть, и поэтому необходимо систематически проводить занятия (1 раз в день по 20-30 минут).
И в игре, и в учебной деятельности
3. Интеллектуальная готовность, которая состоит из следующих компонентов:
Даже если ваш ребенок не ходит в детский сад, создайте ему условия для общения с детьми (посещение кружков, игры с детьми на прогулках). Ребенка, который испытывает трудности в общении с детьми, не нужно стыдить и ругать за это.Покажите, как знакомиться с детьми, во что с ними и как можно играть, обсуждайте конфликтные ситуации.Так,например, когда моя дочка Арина была маленькой (2,5 - 3 года), она в знакомстве с детьми использовала агрессивные методы: кусала их, ударяла и даже могла частенько плюнуть.Я ей настойчиво объясняла, что, если она так будет знакомиться с детьми, то с ней никто не захочет дружить. Нужно говорить: «Здраствуй, меня зовут Арина. А тебя как?» Какого же было мое удивление, когда Арина (3года 8 месяцев), поехав первый раз на море, познакомилась со всеми детьми на пляже и прослыла самой общительной девочкой. Она никогда не скучала в одиночестве,а высматривала ребенка, подходила к нему и говорила: «Здраствуй, меня зовут Арина. А тебя как?»
Также ребенок учится общению через близких ему людей. Если мама и папа не умеют строить взаимоотношения с окружающими, то и ребенку трудно этому научиться.
5. Адекватное оценивание себя и своих результатов.К семи годам у ребенка появляется адекватная дифференцированная самооценка, которая позволяет человеку оценивать себя не только, как целостный образ, но и отслеживать у себя развитие отдельных качеств: красивый-некрасивый, умный-глупый, сильный – слабый, щедрый-жадный…Ребенок начинает понимать, что не может быть везде «самым-самым», какие-то качества у него развиты хуже, какие-то лучше. Он в состоянии проанализировать результаты своей деятельности, сделать выводы о недочетах и учесть это на будущее.
Как недостаточная сформированность определенных компонентов психологической готовности влияет на обучение в школе?
Отсутствие принятия «социальной роли» школьника. |
Эти дети учатся неровно, успехи зависят от присутствия интереса. Часто задания, не вызывающие интереса, делаются небрежно, «лишь бы – лишь бы». |
Низкая волевая готовность. |
Неумение ставить цель, организовывать свою деятельность, управлять своим поведением. Могут «пропускать мимо ушей» то, что говорит учительница, делать «нелепые» ошибки. Отвлекаются на уроках. Деятельность такого ребенка – сплошной хаос. |
Недостаточная интеллектуальная готовность. |
Трудности в овладении новым материалом, неумение вычленить главное из него, отсутствие знаний, как системы. |
Неумение войти в детское сообщество |
Отторжение классом, возникновение нарушения взаимодействия с другими детьми (замкнутость, уход в себя или повышенная конфликтность). Следствием этого может быть отсутсвие желания ходить в школу, нервный срыв, возможно, снижение успеваемости. |
Отсутствие дифференцированной самооценки. |
Неадекватное реагирование на критику учителя (обиды, плач, агрессия). Уход в себя, конфликтность. При заниженной самооценке – полное неверие в свои силы («руки опускаются»), при завышенной – игнорирование учета ошибок, замечаний учителя. («наступание на те же грабли.») |
© 2019, Крапивная Ольга Юрьевна 283