СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что такое дислексия и дисграфия?
Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст.
Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.
Почему возникают дисграфия и дислексия?
В настоящее время ученые и врачи не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения дисграфии и дислексии. Однако, многочисленные исследования показывают, что данные нарушения могут быть обусловлены внутренними, в том числе генетическими, и внешними (социальными, окружающими) факторами.
Внутренние факторы:
Внешние факторы:
Кто находится в группе риска по дислексии и дисграфии?
Группа риска по дислексии и дисграфии – это дети, которые:
Первые симптомы дислексии и дисграфии
Первые симптомы дислексии:
Первые симптомы дисграфии:
Какими могут быть последствия дисграфии и дислексии?
Возможные последствия дисграфии и дислексии:
Как повысить школьную успеваемость при дислексии и дисграфии?
Дислексия и дисграфия не проходят сами собой и не устраняются за счет применения обычных педагогических методик. Детям с нарушениями чтения и письма необходима специальная коррекционная помощь.
Многолетний опыт логопедического центра «Детская академия речи» позволяет сделать вывод о том, что для повышения успеваемости в школе детей с дислексией и дисграфией необходима комплексная работа, включающая коррекционные занятия с:
Занятия с нейролингвистом
Нейролингвистика – современная наука, находящаяся на стыке неврологии, психологии и лингвистики. Нейролингвист:
Занятия с логопедом-дефектологом
Логопед-дефектолог осуществляет коррекцию познавательной и речевой сферы ребенка:
Занятия с нейропсихологом
Нейропсихологическая работа направлена на перестройку и компенсацию нарушенных функций мозга, посредством которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения ребенка с дислексией и дисграфией.
Нейропсихолог:
Таким образом, для повышения школьной успеваемости родителям детей с дислексией и дисграфией необходимо:
1. Обратиться к узкопрофильным специалистам: нейролингвисту, логопеду-дефектологу, нейропсихологу. Они помогут диагностировать наличие проблемы и разработать индивидуальный план помощи и поддержки.
2. Сотрудничество с учителем может значительно помочь в повышении школьной успеваемости ребенка. Необходимо обеспечить использование учителем дополнительных материалов и обучения в специальном режиме.
3. Четкий режим занятий будет помогать ребенку сосредоточиться на уроках. Регулярность и постоянство будут способствовать положительному опыту и позволят ребенку справляться со сложностями.
4. Аудиовизуальные подсказки необходимы при обучении письму и чтению, так как позволяют помочь ребенку лучше запомнить правильное произношение слов и их написание.
5. Всестороннее развитие ребенка. Занятия спортом, музыкой, рисованием, театральным искусством и другими видами деятельности повышает уверенность ребенка в себе.
6. Поддержка дома. Дети с дислексией и дисграфией нуждаются в особой домашней обстановке. Родители должны оказывать помощь ребенку с домашними заданиями, принимать активное участие в родительских собраниях и обсуждать с учителем успехи в письме и чтении. Необходимо поощрять ребенка за любые успехи в обучении, поддерживать его самооценку и мотивацию.
Следует отметить, что дислексия и дисграфия могут быть связаны с нарушениями внимания и гиперактивностью. Именно поэтому в коррекции этих расстройств может потребоваться комбинированный подход, включающий не только работу логопеда-дефектолога, нейролингвиста, нейропсихолога, но и психотерапию или даже медикаментозное лечение.
Дислексия и дисграфия создают серьезные трудности для успешной учебы ребенка в школе. Однако, благодаря современным методам диагностики и коррекции, своевременной помощи узкопрофильных специалистов дети с этими расстройствами могут успешно преодолеть трудности в чтении и письме.
© 2024, Кузнецова Анна Валерьевна 129