СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое дислексия и дисграфия?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое дислексия и дисграфия?

Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст.

Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.

Почему возникают дисграфия и дислексия?

В настоящее время ученые и врачи не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения дисграфии и дислексии. Однако, многочисленные исследования показывают, что данные нарушения могут быть обусловлены внутренними, в том числе генетическими, и внешними (социальными, окружающими) факторами.

Внутренние факторы:

  • генетические факторы: более высокая предрасположенность у детей, у которых в семье ранее были диагностированы случаи дислексии или дисграфии;
  • неадекватная активация областей головного мозга, отвечающих за обработку языка, плохая координация движений, низкий уровень мелкой и крупной моторики;
  • нарушения развития головного мозга на различных этапах взросления ребенка;
  • латерализация, асимметрия двух полушарий головного мозга;
  • сложности с ориентацией в пространстве;
  • неправильное произношение звуков и слов;
  • патологии, возникающие во время беременности или связанные с травмами плода;
  • неправильно сформированные навыки зрительного анализа;
  • соматические болезни;
  • функциональные нарушения слуха или зрения.

Внешние факторы:

  • низкая психологическая готовность ребенка при раннем обучении письму и чтению;
  • недостаточная стимуляция и развитие мозга ребенка в раннем детстве;
  • низкое качество образовательного процесса в школе;
  • низкий уровень компетентности учителей;
  • недостаточная личностная поддержка;
  • завышенные требования к ребенку;
  • быстрый темп обучения;
  • недостаточная работа над интеллектуальным развитием ребенка;
  • недостаточное количество речевых и социальных контактов.

Кто находится в группе риска по дислексии и дисграфии?

Группа риска по дислексии и дисграфии – это дети, которые:

  • имеют речевые и психоречевые задержки развития.
  • растут в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках (двуязычные семьи);
  • пошли в первый класс раньше времени и начали изучать иностранный язык;
  • нечетко произносят звуки с достаточно вялой артикуляцией;
  • не владеют развитой речью и при этом не посещают коррекционные занятия с логопедом;
  • пишут левой рукой;
  • имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности;

Первые симптомы дислексии и дисграфии

Первые симптомы дислексии:

  • «перевернутые слова» при чтении: перестановки букв местами или их пропуск: «мякий» вместо «мягкий», «цевток» вместо «цветок», «крастюля» вместо «кастрюля»;
  • недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко», «кандаш» вместо «карандаш»;
  • додумывание окончаний слова: «мяч желтая», хотя в тексте «мяч желтый»;
  • длительные попытки вспомнить конкретную букву: ребенок долго не может соотнести написанную букву со звуком;
  • грамматически неверно построенные предложения;
  • замена букв, схожих визуально или по звучанию;
  • во время чтения ребенок не понимает содержание предложений, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее;
  • снижение скорости чтения;
  • угадывающее чтение.

Первые симптомы дисграфии:

  • пропуск букв, гласных, согласных: «кш» вместо «каша», «ыба» вместо «рыба»;
  • недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк»;
  • ошибки в согласованиях слов;
  • замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.);
  • трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др.);
  • зеркальное письмо;
  • грамматические ошибки;
  • отсутствие границ слова и предложения.

Какими могут быть последствия дисграфии и дислексии?

Возможные последствия дисграфии и дислексии:

  • затруднения в использовании чтения и письма для освоения всех школьных предметов, предполагающих работу с текстовым материалом;
  • нарушение процесса регуляции деятельности;
  • нарушения восприятия, памяти, внимания;
  • снижение мотивации, школьной адаптации и социализации;
  • снижение школьной успеваемости.

Как повысить школьную успеваемость при дислексии и дисграфии?

Дислексия и дисграфия не проходят сами собой и не устраняются за счет применения обычных педагогических методик. Детям с нарушениями чтения и письма необходима специальная коррекционная помощь.

Многолетний опыт логопедического центра «Детская академия речи» позволяет сделать вывод о том, что для повышения успеваемости в школе детей с дислексией и дисграфией необходима комплексная работа, включающая коррекционные занятия с:

  • нейролингвистом;
  • логопедом-дефектологом;
  • нейропсихологом.

Занятия с нейролингвистом

Нейролингвистика – современная наука, находящаяся на стыке неврологии, психологии и лингвистики. Нейролингвист:

  • изучает речевые механизмы и помогает ребенку развить важные для школьного обучения качества, такие как внимательность, сосредоточенность, интерес и мотивация к учебе;
  • учит ребенка учиться;
  • выясняет, как и с помощью каких внутренних ресурсов мозг ребенка успешно усваивает поступающую информацию;
  • улучшает душевное и психологическое состояние ребенка через улучшение навыков чтения и письма;
  • на коррекционных занятиях формирует у ребенка навыки письма и чтения, почерк, объем слуховой и зрительной памяти, умение подмечать и исправлять ошибки.

Занятия с логопедом-дефектологом

Логопед-дефектолог осуществляет коррекцию познавательной и речевой сферы ребенка:

  • выстраивает индивидуальный план работы с каждым ребенком;
  • корректирует звукопроизношение ребенка, используя игры и пособия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.

Занятия с нейропсихологом

Нейропсихологическая работа направлена на перестройку и компенсацию нарушенных функций мозга, посредством которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения ребенка с дислексией и дисграфией.

Нейропсихолог:

  • определяет, каким образом работает мозг ребенка, как организованы психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика);
  • помогает выявить особенности развития ребенка и причины возможных трудностей в поведении и учебе;
  • составляет индивидуальную программу нейропсихологической помощи ребенку;
  • проводит тренировки зрительной и слуховой памяти, по развитию пространственного мышления, тренировки координации движений, по улучшению концентрации внимания, тренировки логического мышления;
  • использует компьютерные программы, специально разработанные для коррекции дислексии и дисграфии;
  • комплексно воздействует на двигательные функции и когнитивные способности ребенка;
  • целенаправленно работает с нарушениями сенсорного восприятия (нарушения реагирования на звук, свет, речевые нарушения с сенсорным компонентом, сложности выполнения определенных произвольных движений).

Таким образом, для повышения школьной успеваемости родителям детей с дислексией и дисграфией необходимо:

1. Обратиться к узкопрофильным специалистам: нейролингвисту, логопеду-дефектологу, нейропсихологу. Они помогут диагностировать наличие проблемы и разработать индивидуальный план помощи и поддержки.

2. Сотрудничество с учителем может значительно помочь в повышении школьной успеваемости ребенка. Необходимо обеспечить использование учителем дополнительных материалов и обучения в специальном режиме.

3. Четкий режим занятий будет помогать ребенку сосредоточиться на уроках. Регулярность и постоянство будут способствовать положительному опыту и позволят ребенку справляться со сложностями.

4. Аудиовизуальные подсказки необходимы при обучении письму и чтению, так как позволяют помочь ребенку лучше запомнить правильное произношение слов и их написание.

5. Всестороннее развитие ребенка. Занятия спортом, музыкой, рисованием, театральным искусством и другими видами деятельности повышает уверенность ребенка в себе.

6. Поддержка дома. Дети с дислексией и дисграфией нуждаются в особой домашней обстановке. Родители должны оказывать помощь ребенку с домашними заданиями, принимать активное участие в родительских собраниях и обсуждать с учителем успехи в письме и чтении. Необходимо поощрять ребенка за любые успехи в обучении, поддерживать его самооценку и мотивацию.

Следует отметить, что дислексия и дисграфия могут быть связаны с нарушениями внимания и гиперактивностью. Именно поэтому в коррекции этих расстройств может потребоваться комбинированный подход, включающий не только работу логопеда-дефектолога, нейролингвиста, нейропсихолога, но и психотерапию или даже медикаментозное лечение.

Дислексия и дисграфия создают серьезные трудности для успешной учебы ребенка в школе. Однако, благодаря современным методам диагностики и коррекции, своевременной помощи узкопрофильных специалистов дети с этими расстройствами могут успешно преодолеть трудности в чтении и письме.

22.10.2024 14:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП