СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что такое этикет?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Нравственное просвещение имеет своей целью не только сообщить детям нормы и правила поведения, но и убедить школьников в необходимости их выполнения. Оно осуществляется на уроках и продолжается и во внеурочное время.
Перед вами конспект урока по модулю «Основы светской этики» курса ОРКСЭ «Что такое этикет».
Цель урока:
- дать понятие этикета, познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения в гостях.
Планируемые результаты:
Самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета;
Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.
Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (в гостях).
Наглядность:
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация;
учебное пособие «Основы светской этики»;
карточки с заданиями;
индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии;
кукольный мультфильм «Сладкая сказка», Союзмультфильм, 1970 г.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация ранее изученного.
- Что такое этика?
(Этика - учение (наука) о том, как должно поступать, что следует считать добром и злом.)
Учитель:
- Этика учит нас правильно относиться к тому, что нас окружает, и к тому, что с нами случается. - С какими правилами поведения вы уже знакомы? Где еще нужно вести себя, соблюдая правила?
- Кто знает, каким, словом называют правила хорошего поведения?
III. Знакомство с новым материалом.
- Сегодня мы знакомимся с разделом этики, без которого трудно обойтись в жизни «этикетом». На доске слова: ЭТИКА – ЭТИКЕТ. Прочтите оба слова. Они похожи? Есть в них что-то общее?
В какой стране произошло это слово?
Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебником.
(Работа с учебником, толковым словарем, энциклопедией).
- Работаем в парах, помогаем друг другу.
- Кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?
(Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения, это правила поведения в обществе).
1. Послушайте историю о медвежонке, который захотел утром пойти в гости.
(Учитель читает
2. Вопросы для беседы:
- О чем наш разговор? (Правила поведения в гостях).
- Какие поступки Винни говорят о том, что он был невоспитанным?
3. Физкультминутка-игра.
Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (Вежливо – встали из-за парт, наклон головы в знак согласия; невежливо – сидим за партой).
Поздороваться при встрече …(вежливо)
Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
Перебивать старших…(невежливо)
Уступить место девочке (пожилому человеку) … (вежливо)
Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
Не встать, обращаясь к взрослому…
Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
3. - Продолжим наш разговор. Идем в гости к медвежонку с дракошей.
Подумайте, что вы скажете о поступках дракончика.
(Просмотр мультфильм «Сладкая сказка», Союзмультфильм, 1970 г.)
4. Вопросы для беседы:
- Приятно встретиться или познакомиться с таким дракошей? Почему?
- Как чувствовали себя окружающие?
- Можно назвать дракошу невежей? (Невежа - грубый, невоспитанный человек.)
- Кого так называют?
- Какие поступки дракоши говорят о том, что он был невоспитанным?
- А что значит быть воспитанным?
- Как вы думаете, у него были друзья?
- Почему у дракоши не было друзей?
- Есть ли среди ребят такие «дракоши»?
- Вспомните, как медвежонку дарили подарки?
- Расскажите, как медвежонок принимал подарки?
- О чем нам хотели сказать авторы мультфильма, рассказывая эту историю?
IV. Закрепление изученного материала. Работа в группах.
(Дети разыгрывают две ситуации, и класс дает оценку поведению их участников).
Памятка для работы в группе
1.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
2. Выберите выступающего (можно выступать всей группой).
3. Выступите.
4. После выступления ответьте на вопросы.
Ситуация 1.
Гость здоровается, поздравляет, преподносит подарок. Хозяин принимает подарок, рассматривает и благодарит. Ситуация 2.
Гость здоровается, преподносит подарок. Хозяин говорит: «Спасибо!» и уносит подарок в другую комнату.
- Вы посмотрели две ситуации, скажите, в какой подарок был преподнесен и принят правильно, а в какой - нет. В какой ситуации гость и хозяин соблюдали правила приличия, были доброжелательны друг к другу?
- Как чувствуют себя гость и хозяин в обеих ситуациях?
V. Рефлексия.
Договори предложение:
Мне на уроке было …
Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….
Я узнал, что …
Теперь я знаю, что «этикет» — это значит …
VI. Итог урока.
- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям понятие «этикет»?
Вспомните все, о чем мы говорили, и расскажите, почему приятно находиться среди воспитанных людей?
Очень важно для человека, который живет в обществе, среди других людей, знать и соблюдать правила поведения, правила общения, знать о том, как правильно обращаться и приветствовать других. Это поможет создать добрые отношения между детьми и родителями, между одноклассниками, между друзьями и приятелями.
Ребята, по этикету можно прочитать книги:
Вежливость – это отражение нашей внутренней культуры и нашей внутренней духовности, определяясь той суммой конкретных поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые естественно вытекают из нравственно-моральной образованности и социальной воспитанности каждого человека.
Литература
1. Агафонова А. Классные часы по этикету для учащихся 1–4 классов. Изд.: Академия Развития, 2009.
2. Анисимова И. М. Хорошие манеры для детей. Изд.: Аквариум, Дельта, 1996. 3. Хаткина Н., Хаткина М. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса. /Серия: Нескучная энциклопедия/ Изд.: Сталкер, 1997. 4. Лубенец С. Секреты общения. М.: Эксмо,2008. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении. М.: Изд. Оникс, 2010.
5. Гаррис Н. «Иллюстрированная энциклопедия «Мир вокруг нас».
6. Квакин М. Этикет наоборот. Изд.: АСТ, 2000.
7. Ленгли Э. «Иллюстрированная энциклопедия. Вопросы и ответы».
8. Ожегов С. И. «Словарь русского языка».
9. Поддубная ЛР. Этикет от А до Я. – М.: Народное просвещение, 2003.
10. Программа «Основы религиозных культур и светской этики».
11. Этикет от А до Я для детей и взрослых. Для сред. шк. возраста /Авт.-сост. Н. В. Чудакова; М. Назрань АСТ, 1996.
© 2024, Кутенкова Надежда Анатольевна 116