СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
« Что такое исследование. Организация исследования»
Цель: познакомить с понятием «исследование»;
- рассмотреть, где человек использует способность исследовать окружающий митр; что такое изучение исследования; где и как люди используют результаты научных исследований.
Оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с изображением тем исследований: ручки, карандаши, фломастеры.
Ход занятий
1. Психологиче6ский настрой.
Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.
Для того, чтобы научиться из добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Посещая занятия, вы сможете освоить основные приемы проведения собственных исследований.
Можете взять себе в помощники взрослых, старшего брата или сестренку, маму, папу и даже бабушку с дедушкой. Они с удовольствием помогут вам освоить приемы исследовательской деятельности.
11. Проведение тренировочного занятия.
Весь класс располагается вокруг нескольких составленных вместе столов, на которых расположены карточки с темами и методами исследования.
- Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное исследование так, как это делают взрослые ученые. Для этого нужны 2 «добровольца».
- Вы должны выбрать тему из предложенных карточек. (Выбирается что-нибудь привлекательное).
Выбранную карточку кладем в середину круга, остальные убираем.
- Наша задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом исследования, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать? (ответы).
- Что мы должны сделать вначале?
- Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? (Дети отвечают, называя основные методы, прочитать в книге, понаблюдать и т.д.).
- Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе – не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы назвали и разложили их бессистемно. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.
1. Сбор материала.
- Как вы считаете, что надо делать в самом начале?
- С чего надо начитать наше исследование?
- А что делать во вторую очередь, третью очередь и т.д.?
« Подумать самостоятельно»
Первый из наших методов «подумать самостоятельно». Что вы знаете об этом предмете? Зарисуйте, запишите, вложимте в « папку исследователя».
«Спросить у другого человека»- следующий метод исследования и пункт нашего плана. Вы должны спросить, о предмете исследования у окружающих. Вопросы можно задавать всем присутствующим – и детям, и взрослым. ( (Попытки детей).
- Помните, ребята в процессе расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше. ( Дети записывают и вкладывают в соответствующий кармашек).
«Узнать из книг». В настоящее время издается больше количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные вашему возрасту информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. (Дети читают текст вслух, фиксируют новые идеи).
«Наблюдение и эксперимент» особенно ценны в любой исследовате6льской работе.
- Давайте подойдем к аквариуму и понаблюдаем за рыбками. Можно даже провести эксперименты.
-Боятся ли рыбки резких звуков? Движений?
- Любят ли музыку? и др..
- Чем питаются?- Едят ли они что-нибудь необычное?
- Можно ли их обучить чему- либо? и т.д.
2. Обобщение полученных данных.
- Давайте разложим на столе наши записи. И начнем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы сможем рассказать другим по результатам проведенного исследования. ( дети составляют план рассказа).
3. Доклад.
На детей – исследователей надеваются академические головные уборы и мантии ((для усиления значимости момента).
Дети : « Доклад об аквариумных рыбках».
Выбранные в начале 2 «добровольца» - исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи, делают доклад. Начинают с определения основных понятий; кто такие аквариумные рыбки, где они живут и чем питаются, продолжают своё повествование, опираясь на собранные материал.
4. Обсуждение.
После доклада ведется его обсуждение. Слушатели (взрослые и дети) задают вопросы.
111. Домашнее задание.
1. Сделать «папку исследователя»
2. Выбрать тему для исследования.
© 2015, Божко Инна Валентиновна 714