СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как много новых технологий К нам с новым веком в класс пришло. Забудем, как считали на листочках И графики по клеточкам вели. Сейчас возможности открыл компьютер. Дерзай! Твори! Учись и пробуй!
Сегодня учитель приобретает иную роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные.
Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и человеческому совершенству. Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький».
У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привело к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания.
Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Одним из способов управления познавательной деятельностью, учитывая, что у младших школьников преобладает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому предмету, является внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения.
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.
Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, делая при этом обучение не формализованным и интересным. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Я работаю учителем пятнадцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, и они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.
В 2006-2007 учебном году я начала проводить уроки с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков, которой будут пользоваться и другие педагоги. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к темам урока. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, а на уроках учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам.
Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. А вот из дисков, которые предназначены для старшего школьного возраста по географии, биологии, истории России, ОБЖ я беру только нужные мне иллюстрации и добавляю свои комментарии. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций.
Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предмету выше, чем в параллели. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.
Своим опытом работы я неоднократно делилась с педагогами своей школы и школ района. Заинтересованные люди живо откликаются на мои идеи, с благодарностью пользуются моими наработками.
ИКТ – это элемент новизны, которые делают урок наглядным, а так же помогает учителю заинтересовать детей учебным процессом и избавиться от постоянной смены бумажных иллюстраций на доске.
Для закрепления изученного материала, контроля на уроках я использую компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.)
Что такое тест? В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.
Тесты нам помогают оценивать большее количество учащихся за малое время. Тестом можно проверить усвоение большего объёма материала, охватить большее количество вопросов.
В силу своей загруженности, нам часто не хватает время на создания тестов. Можно пользоваться, конечно, готовыми заготовками, но это бывает часто неудобно. Тест должен быть составлен так, как нам необходимо на уроке, по нашему плану, а готовые заготовки это не учитывают.
Чтобы определить, как ученики поняли тему, мы используем тесты. Чтобы закрепить тему, тоже можно использовать тесты. Т.е. тесты могут быть двух видов: обучающие и контролирующие. Мы часто пользуемся бумажными тестами. Но тут тоже есть подводные камни, ребята могут подглядеть у соседа, да и скучно бывает на бумаге. Компьютерный тест намного живее и красочней. Когда на уроке даёшь обучающий тест не надо вызывать принудительно, ребята сами тянут руки.
Для разных видов тестов можно использовать разные программы . Например, для для проверки знаний я использую программу Power Point.
Тесты создаю по шаблону Дмитрия Иванова.
Предлагаю подборку тестов для 4 класса по окружающему миру из пособия О.И. Дмитриевой, О.П. Мокрушиной «Поурочные разработки» по курсу «Окружающий мир» 4 класс, М., «Вако» 2004 по темам:
«Страницы истории 19 века»;
«Растениеводство»;
«Земля и человечество»;
«Земля-кормилица»;
«Планеты солнечной системы»;
«Природные зоны».
© 2015, Борисова Татьяна Анатольевна 1074