Федеральный государственный образовательный стандарт снова обновляют. На этот раз создатели ФГОС сосредоточили свое внимание на более четких предметных результатах по всем предметам во всех классах, чем были до этого. Начнем по порядку - с первоклассников и с того, что они должны усвоить к концу первого года обучения.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Окружающий мир один из предметов, который встречает непонимание у многих родителей. Многих окружающий мир просто возмущает. Родители говорят, что в нем нет последовательности, нет концептуальности, он поверхностен и нелогичен. И непонятно, что конкретно по нему надо знать. Что ж, в новом ФГОС НОО (начального общего образования) будет довольно четко прописано, что именно должен знать ученик. Эти предметные результаты будут спрашиваться на промежуточной аттестации (то есть, при переводе во второй класс).
- Знать имена, отчества и фамилии всех членов своей семьи, а также знать профессии родителей и бабушек с дедушками.
- Знать название своего населенного пункта, его статус (село, город, столица), район, край или область, а также точный адрес школы и дома.
- Знать и приводить примеры достопримечательностей и культурных традиций своего края или области.
- Понимать и объяснять разницу между миром живой и неживой природы.
- Отличать рукотворные объекты от природных.
- Отличать фрукты от овощей и приводить примеры.
- Знать простое строение растений, уметь назвать части растения - корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
- Понимать разницу между дикорастущими и культурными растениями, между лиственными и хвойными.
- Отличать животных по признакам и объединять по группам - птицы, рыбы, насекомые, звери.
- С помощью опорных слов уметь составить описание самых распространенных в своем регионе растений по плану: дикорастущее или культурное растение, лиственное или хвойное, вид - дерево, кустарник или трава.
- С помощью опорных слов уметь составить описание животного, выделить их существенные признаки (перья, клюв у птиц, чешуя, жабры - у рыб и т.д.)
- Уметь вести простейшие фенологические наблюдения - наблюдать за погодой, за сезонными изменениями в природе, с помощью взрослого проводить опыты и измерения.
- Уметь находить ответы на вопросы в небольших текстах о природе и обществе.
- Знать и соблюдать правила безопасного поведения: на природе, на дороге, на улице, дома, в школе, на учебном месте, в интернете.
- Знать и соблюдать правила дорожного движения, правила пешехода, безопасного передвижения на роликах, велосипеде, самокате. Это все. Если все это ваш первоклассник может назвать без труда, значит, курс окружающего мира за учебный год им был усвоен.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Вот полный «пакет» знаний и умений, которые будут «прощупывать» по русскому (оценку все равно в первом классе ставить не будут, только «усвоено»/«не усвоено»).
- Понимать прослушанный или прочитанный текст.
- Составлять небольшие тексты из нескольких предложений по сюжетным картинкам или собственным наблюдениям.
- Вычленять звуки из слова, правильно их произносить.
- Различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие/твердые и звонкие/глухие согласные.
- Определять ударный слог в слове.
- Делить слово на слоги: слова предъявляются для проверки самые простые - из 2-3 слогов без стечения согласных, типа «молоко», «папа», «банан». И знать правила переноса таких слов по слогам.
- Знать русский алфавит, правильно произносить названия букв в нем.
- Понимать разницу между буквами и звуками, уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком в конце слова, а твердость согласных звуков обозначать на письме буквами А, О, У, Ы, Э.
- Письменные буквы и их соединения должны быть разборчивыми, без искажений.
- Знать правила написания прописных букв (в именах, кличках, названиях и пр.) и писать их без искажений.
- Уметь находить в тексте описки и орфографические ошибки на изученные правила и исправлять их.
- Находить в тексте слова, значение которых еще неизвестно, и уметь искать значение в словарях.
- Различать слово и предложение, выделять слова из предложений и уметь составлять предложения из набора данных форм слов.
- Правильно оформлять на письме предложения: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится необходимый знак препинания.
- При чтении вслух выбирать правильную интонацию, делать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения.
Правильно списывать слова и предложения объемом не более 20 слов, писать под диктовку слова и предложения, которые состоят из 3-5 слов, тексты объемом до 20 слов, правописание которых не расходится с произношением. Это основы знаний по русскому языку, которые получают первоклассники по стандарту.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
- Темп чтения вслух - не менее 20 слов в минуту (не оценивается). Чтение должно быть плавным, послоговым, с переходом на чтение полными словами, без пропусков и перестановок букв и слогов.
- Чтение должно быть осознанным, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
- Понимать содержание прочитанного или услышанного текста и отвечать на вопросы по содержанию, подтверждать ответ примерами из текста.
- Различать некоторые жанры малого фольклора - потешки, загадки, считалки. А также жанры художественной литературы - рассказы и стихотворения.
- Отличать народные сказки от литературных.
- Определять последовательность событий в произведении.
- Давать характеристику и оценку (положительную или отрицательную) поступкам героев.
- Отличать прозаическую речь от стихотворной.
- Осознанно применять изученные литературные понятия для беседы о произведении.
- Формулировать свое впечатление от произведения (не менее двух предложений).
- Задавать вопросы по содержанию произведения.
- Пересказывать основное содержание произведения, соблюдая последовательность изложения событий (с помощью опорных слов, картинок, схем, вопросов, предложенного плана).
- Сочинять небольшие тексты по предложенному началу.
- Ориентироваться в книге по ее визуальным компонентам: обложке, оглавлению, иллюстрациям.
Объяснять незнакомые слова, прибегая к помощи словаря.
МАТЕМАТИКА
Вот что входит, или какими компетенциями должны обладать первоклассники по обновляемому стандарту: