СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cказкотерапия в нравственном воспитании младших школьников с умеренной умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственность формируется в процессе нравственного воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения. Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Формирование нравственного сознания происходит в процессе воспитания и обучения ребенка, направленных на формирование нравственных понятий: долга, справедливости, совести, чести, сострадания, отзывчивости, сочувствия, любви, надежды, самоуважения и уважения.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью

Нрaвственное воспитание - это фoрмирование ценностного oтнoшения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоническое развитие человека, и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Зaкладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности необходимо с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям [7].

Исследователь Воронкова В.В. отмечает, что одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость - их нравственное воспитание, формирование у них правильного поведения. У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. В работе с умственно отсталыми детьми нередко приходится придерживаться прямо противоположной позиции, особенно в тех случаях, когда речь идёт о начальных этапах формирования нравственных чувств. Умственно отсталому ребёнку похвала необходима именно тогда, когда он совершил самый простой хороший поступок. Такой поступок означает овладение ранее неизвестной или неверно представлявшейся элементарной нормой нравственного поведения. Одобрение со стороны окружающих создаёт у ребёнка такой эмоциональный подъём, что он готов с радостью повторить подобный «подвиг». Именно желая быть «хорошим» в глазах близких людей, ребенок старается совершать хорошие поступки. Положительные эмоции, возникшие в связи с выполнением элементарной нормы поведения, служат той основой, на базе которой можно воспитывать нравственные чувства более высокого порядка. У детей с нарушениями интеллекта, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным и к моменту прихода в дошкольное учреждение нравственные чувства не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Не лучше обстоит дело и с нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного воздействия дети с нарушениями интеллекта их не усваивают [11].

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Это вполне возможно в связи с тем, что, как мы уже говорили, дети с нарушениями интеллекта хотят соответствовать предъявляемым к ним требованиям, заслужить похвалу взрослого, избежать неуспеха. Однако эти привычки правильного поведения не могут стать подлинно нравственными, если параллельно не будет проводиться работа по формированию нравственных представлений и на их основе нравственных чувств.

Нравственные представления в повседневной жизни детьми усваиваются с трудом. Они требуют коррекционной работы. Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, показывать необходимость нравственных поступков, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Но такого ознакомления недостаточно, потому что полученные таким образом представления могут оказаться формальными и не реализоваться в конкретной ситуации.

Нравственное развитие ребенка - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь "вербальную сферу": ребенок осваивает нормы "на словах", в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные нормы. Но в то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, "соприкасаясь" с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, "высекает искру" нравственности нового типа - нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, свободной от внешнего контроля. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений. И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

Cказкотерапия в нравственном воспитании младших школьников с умеренной умственной отсталостью

По мнению Петровой Е.Ю.одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.

Различные авторы, использующие этот метод в своей работе указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем. В частности Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. пишет, что посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Целью сказкотерапии является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, совершенствование его взаимодействия с окружающим миром; восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных»приемов. Задачи: •Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления. •Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; •Передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей. •Стимулировать творческое самовыражение. •Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

•Формирование нравственных основ, эталонов поведения. Практика и педагогические исследования воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А как известно, сказка является источником проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. Такие нравственные ценности как, добро, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина, семья, долг, подвиг, - должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей [15].

Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения, что мы и попытались осуществить в коррекционной программе.

Организация нравственного воспитания во внеурочной деятельности

Изучив методическую и педагогическую документацию, проведя диагностику уровня нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью была разработана программа внеурочной деятельности “Мир книги”.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мир книги» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формирование интереса к художественной литературе.

Задачи:

  • Прививать интерес к положительным героям произведений;

  • Побуждать желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему;

  • Поощрять желание прослушать произведение еще раз;

  • Побуждать задавать вопросы о прочитанном

  • Развивать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действий, сопереживать героям произведения;

  • Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, “победе” положительного героя;

  • Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;

  • Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как себя вести;

  • Развивать умение с помощью педагога инсценировать и драматизировать народные сказки.

Общая характеристика внеурочной деятельности

В работе с детьми большое значение имеет обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, приговорки, прибаутки, наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Психолого-педагогические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливают слабое усвоение этими детьми всех необходимых умений и навыков.

Известно, что дети с нарушением интеллекта очень поздно начинают интересоваться книгами, поэтому не всегда правильно умеют обращаться с ними. С большим трудом дети воспринимают прочитанное на слух, не всегда умеют адекватно воспринять картинки к книжным сюжетам. Дети с раннего возраста не проявляют интереса ни к слушанию, ни к чтению, ни к рассматриванию картинок. Характерно, что и сосредоточение на сюжетной картинке в книжке возможно для такого ребенка лишь на короткое время. Оно тоже фрагментарно, выхватываются отдельные значимые для ребенка детали, и плохо воспринимается общий смысл.

Программа развивает интерес детей к книгам, литературе. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармоничного развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Коррекционные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс "Мир книги” в 2 классе рассчитан на 34 часов (34 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на уроки “Мир книги” в 2 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Мир книги».

Личностные:

  • Эмоционально переживать содержанию, героям произведения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

  • Проявление уважения к людям старшего возраста;

  • Осознание, что может, а что ему пока не удается;

  • Понимание эмоционального состояния других людей;

  • Понимание языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д)

  • Проявление собственных чувств;

  • Умение устанавливать и поддерживать контакты;

  • Умение кооперироваться и сотрудничать;

  • Умение избегать конфликтных ситуаций;

  • Умение пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия.

Предметные:

  • Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи);

  • Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

  • Анализировать явления, события, поступки литературных героев и оценивать их;

  • Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке);

  • С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;

  • Уметь отвечать на поставленные вопросы;

  • Узнавать героев сказок и соотносить их с произведениями;

  • Расширение словарного запаса

  • Расширение представлений об окружающем мире

Содержание коррекционного курса

Содержание программы коррекционного курса «Волшебный мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Содержание коррекционных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, прослушивать. В программу включены экскурсии в библиотеку.

Содержание внеурочной деятельности “Мир книги” включает в себя 3 раздела:

  • Мир книги

Рассматривание книги. Формирование представлений о создании книги. Формирование бережного отношения к книге, закрепление правил пользования книгой. Формирование эмоционального отклика на иллюстрации. Формирование представлений о частях книги (обложка, страницы, переплет). Участие в игре-викторине на основе любимых сказок. Создание выставки любимых книг и работ по сюжетам произведений.

  • По страницам любимых книг

Прослушивание сказок, рассказов от начала до конца. Рассматривание книги. Рассматривание иллюстраций. Беседа по сюжету произведения. Умение ответить на вопрос педагога по сюжету произведения.

  • В гости к сказке

Беседа о прослушанном произведении. Беседа о героях произведения и их поступках. Игра-драматизация на основе сюжета произведения. Выполнение различных игровых действий. Создание сюжетной аппликации на основе сюжета произведения. Создание поделок из пластилина на основе сюжета произведения. Собирание пазла-сказки. Дидактические игры на основе сюжета произведения.

Учебно-тематический план

Тема/Раздел

Кол-во часов

1

Мир книги

6

2

По страницам любимых книг

14

3

В гости к сказке

14

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Магнитофон

  • Проектор

  • Детские книги

  • Иллюстрации к сказкам и рассказам

  • Конструктор

  • Пазл-сказка

  • Пластилин, доски для лепки

  • Цветные карандаши, альбом

  • Настольный театр (деревянный)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена использованию сказкотерапии в нравственном воспитании младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Необходимо подчеркнуть, что у детей с умеренной умственной отсталостью отмечается деформированное физическое развитие, недоразвитие таких психических процессов как речь, внимание, память, мышление, восприятие, что связано с органическим поражения головного мозга, недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Таким детям сложно усваивать социальные нормы и правила, они нуждаются в углубленной реабилитационной работе, направленной на коррекцию всех психических процессов.

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость - их нравственное воспитание, формирование у них правильного поведения. У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности.

Одним из направлений воспитания нравственных качеств у умственно отсталых детей можно считать сказкотерапию. Сказка рассматривается как средство нравственного воспитания и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Для детей с умственной отсталостью сказкатерапия это из путей социализации детей. Через сказки они учатся видеть добро и зло, учатся справедливости, отзывчивости, доброжелательности, милосердию, преданности, дружелюбию, самостоятельности, трудолюбию, ответственности, взаимовыручке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Асмолов, А.Г. Психология личности. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.

  • Бгажнокова,И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта// Дефектология. 1995. №5.с. 30-39.

  • Белинская, Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб: Лань, 2006. - 123 с.

  • Белкин,A.C. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. -М., 1977.-111 с.

  • Белоусова, Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном-воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. - 16 с.

  • Беляева, Е. В. Психолого-педагогические воздействия сказки на формирование этнической идентичности младших школьников. - М.: АСТ, 2005. - 104 с.

  • Белянин, К. С. Нравственное воспитание учащихся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида [Текст] / К. С. Белянин. – М. :Владос, 2007. – 111 с.

  • Богданова, О.С. и др. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988. -206 с

  • Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1975. - 55 с.

  • Вачков И. В. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Академия, 2007. - 143 с.

  • Воронкова,В.В.

  • Высотская, Н. А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / Н.А. Высотская. – М. : Питер, 2006. – 229с.

  • Гаврилушкина, О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития, журнал //Дошкольное воспитание. -1998. -№ 2. -С. 67-71

  • Доценко, Е. Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. - 1999. - № 10-11. - С. 72-87.

  • Ермолаева, М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

  • Защиринская, О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. - СПб.: Лань, 2001. - 234 с.

  • Защиринская, О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001.

  • Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998-352 с. (Серия «Психологи отечества»).

  • Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.

  • Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998.

  • Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.

29.09.2020 19:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП