СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественно – научное образование обучающихся через исследовательскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетным направлением модернизации российского образования на современном этапе выступает повышение воспитательного и развивающего потенциала предметного обучения. ФГОС ООО выдвигает «в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (УУД). Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта»

Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими.

Роль биологии, как школьного учебного предмета, в достижении данной цели является ведущей, приоритетной.

Для меня, как учителя биологии, всегда было важно вызвать у учащихся устойчивый интерес к природе и проблемам её охраны; сформировать систему прочных и глубоких знаний о природе, способах её защиты и устойчивого развития; сформировать нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; включить, как можно больше учащихся в экологически грамотную деятельность в природной среде. За много лет своей педагогической деятельности пришла к убеждению, что самыми благоприятными условиями экологического образования взрослеющей личности выступает проектно-исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность способствует формированию самостоятельной позиции учащегося, развивает универсальные учебные действия; активизирует познавательный интерес обучающихся, реализовывает связь обучения с жизнью.

Исследовательской деятельность способна развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения.

Многолетний опыт показал, что большинство моих учащихся не владеют способами поисково-исследовательской деятельности. Данной проблемой в педагогике занимались многие учёные: М.В. Кларин, А.С. Обухова, Е.С. Полат, А.С. Обухова, А.И. Савенков, К.А. Халатян и др.

Основная характеристика исследовательского обучения в сопоставлении с традиционным определяется изменением позиции учащихся в учебном процессе, её инициативным, субъектным характером, из которого, в свою очередь, вытекают ориентиры и условия поисковой деятельности.

«Процессуальная ориентация» выражается в «обучении мышлению», освоении процедур поисковой деятельности, эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода и результатов учебно-познавательной деятельности. Необходимо включать каждого учащегося в самостоятельную исследовательскую деятельность (проблема, гипотезы, поиск фактов, анализ фактов, выводы).

На первом этапе работы я сама поднимаю проблему, ставлю цель, показываю пути решения этой проблемы. Пятиклассники, которые приходят ко мне изучать биологию, как правило, не готовы к исследованиям, им трудно увидеть проблему, трудно заставить себя думать, даже над тем как объединиться в группы. Они долго пытаются попасть в группу, где ничего не нужно делать, но это невозможно, потому что здесь каждый должен внести свой, хоть и минимальный вклад в общую работу, в решение проблемы. Со временем формируются устойчивые группы, где школьники быстро способны распределить роли, и вместе выполнить то или иное исследовательское задание. Как правило, в группе ребятам решать проблемы легче и интереснее, обучение происходит через общение, сотрудничество, коллективно-распределительную деятельность. В какой-то момент, кто-то из ребят в группе начинает ощущать, что у него недостаточно знаний для успешной работы и это сказывается на общем результате. Вот тут и возникает ситуация, которая подталкивает этих ребят узнать, найти, выучить необходимую информацию, то есть внутренний познавательный мотив! Появляется интерес к изучаемому вопросу, повышается познавательная активность, растёт средний балл по предмету. Группы формируются по желанию, поэтому обучающиеся чувствуют себя комфортно. При желании школьники могут переходить из одной группы в другую. Через год ребята уже осознанно в начале года объединяются в группы и у них появляется желание работать именно в такой форме, они говорят, что это интересно и результативно.

Изучая многообразие жизненных форм растений в 6 классе, я сразу начинаю приобщать их к исследованиям. Например, мы выходим на экскурсию, и я озвучиваю проблему. Выясняю у ребят, насколько она актуальна, выдвигаем гипотезу, ставим цель, ищем пути решения. Затем создаём группы, каждая группа получает задание (один из путей решения проблемы иначе одна из задач исследования), каждая группа приступает к решению задачи. Такие уроки я часто провожу на пришкольном учебно–опытном участке. Ребята могут свободно передвигаться в пределах обозначенной мною территории. Для подведения итогов урока иными словами выводов или результатов исследования мы или возвращаемся в кабинет или подводим итоги здесь же на площадке.

Имея большой опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников, считаю целесообразным представить его в информационной карте.

Категория: Внеурочка
09.10.2019 22:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!