СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Общество требует от современного педагога высокой культуры, глубокой нравственности; сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции; заинтересованности преподавателя в развитии творческого потенциала своих студентов; способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д. Одним из направлений развития личности современного педагога является его способность формировать у учащегося проектные (исследовательские) компетенции. Одной из основных целей преподавателя в обучении студентов среднего профессионального образования является формирование проектной компетентности студентов в области их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, инновации, проектно – дифференцированное обучение.
Некоторые традиционные компетенции современного педагога мы сведем в таблицу, проклассифицировав их:
Традиционные компетенции современного педагога |
|
Инвариантные компетенции |
Вариативные компетенции |
- политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; |
- компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их сильных и слабых сторон; |
- компетенции, касающиеся жизни в обществе, призванные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий; |
- компетенции педагога, связанные с реализацией проектно-дифференцированного и других видов обучения; |
- компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни; |
-компетенции, определяющие способность педагога подстраиваться под изменения в характере поведения учащихся, связанные с изменениями в обществе и государстве; |
- компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни. |
- компетенции, определяющие способность педагога к педагогическому сотрудничеству между преподавателем и студентом; |
В свете «Закона об образовании РФ» и ФГОС третьего поколения выделены синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание, например, в данной статье я пользовалась следующими определениями:
- компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;
- компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, компетенция предполагает некоторое отчужденное заранее заданное требование к образовательной подготовке педагога. Тогда как компетентность есть уже состоявшееся личностное качество специалиста.
Можно компетентность специалиста (педагога) охарактеризовать по трем составным частям: личностным качествам, знаниям, умениям.
Личностные качества педагога |
Знания |
Умения |
|
качества |
проявления |
||
ответственное отношения к работе, трудолюбие, внимание, творческий подход |
характеризуют общий стиль поведения в профессиональной деятельности, исполнительность, активность и энергичность |
по специальности или общеобразовательному предмету; методическая грамотность, наличие практического опыта работы со студентом той или иной возрастной группы |
умение решать поставленные задачи; планировать учебную деятельность, обучать специальности или общеобразовательному предмету, работать с литературой и инновационными источниками информации; |
гибкость, прозорливость, дальновидность; |
авторитетность |
психологии студенческого коллектива и осуществлении руководства его работой |
умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив; |
честность, воспитанность; скромность, способность к адекватной самооценке. |
общая культура в педагогической профессии, самостоятельность, верность слову. |
общей психологии современной личности и студента в частности. |
умение разбираться в людях, убеждать их; сотрудничать с коллегами и студентами. |
Приведенный примерный перечень компетенций может пополняться или сокращаться в зависимости от вида деятельности и требований конкретной профессиональной ситуации.
Основной целью преподавателя при реализации проектно - исследовательского направления в обучении студентов среднего профессионального образования является формирование проектной компетентности студентов. Именно эта идея стала ведущей при работе по повышению профессиональной компетентности педагога СПО, реализующего аспекты проектно-дифференцированного обучения в нашем техникуме и конкретно в нашей предметно – методической комиссии естественно научного цикла.
Прогресс общества в целом и процессы обновления в сфере образования РФ в частности, безусловно, носят инновационный характер, который регламентируется ФГОС и «Законом об образовании РФ», формирует определенное отношение педагогов к обозначенным изменениям, представленное двумя видами готовности педагога к внедрению инноваций [2]:
1. профессиональная готовность: способность педагога создавать и реализовать инновацию («я смогу»);
2. психологическая готовность: позитивная мотивация по отношению к инновации, инновация принята как личностно значимая ценность («я хочу»).
Преподаватель, который проявил профессиональную и психологическую готовность реализовать проектно – дифференцированное обучение студентов, сталкивается с новыми профессиональными задачами. Мастерство педагога в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством со студентами. Увлекаясь идеями максимально гармоничного саморазвития личности студента, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого, главная же задача педагога – реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей преподавателя и студента. Таким образом, данная компетентность должна стать ключевой при организации исследовательской деятельности студентов.
В нашем техникуме в последние годы в свете процессов, происходящих в российской педагогике в целом, получила широкое развитие реализация научно – проектной деятельности студентов под руководством преподавателей естественно научного цикла общеобразовательных дисциплин.
Система подготовки преподавателей и студентов к внедрению проектного (исследовательского) обучения средствами внутри техникумовской подготовки нами реализовывается поэтапно [4]:
1. На первом этапе мы провели опрос - диагностику профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов и студентов в рамках проектно – дифференцированного обучения, составили перечень этих затруднений и потребностей.
2. На втором этапе проводился анализ полученных результатов. Мы выяснили, что типовой проблемой является недостаточный уровень развития компетентности в предметном содержании проектной деятельности, способах ее реализации; проблемой является удержать процесс реализации проектно-дифференцированного обучения в рамках педагогики сотрудничества преподавателя и студента, а не перейти к авторитарному или, наоборот, к панибратскому отношению к студенту со стороны педагога.
3. На третьем этапе мы сформировали формы и способы реализации обучающих мероприятий. При организации подготовки педагогов и студентов к проектному обучению наиболее эффективным является технология «обучение действием» в форме педагогического сотрудничества преподавателя и студента, т.к. общеизвестно, что 80% знаний и опыта люди получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а также при взаимодействии со студентами [3].
Этапы подготовки студентов и педагогов к проектно - исследовательской деятельности |
Мероприятия |
1 этап |
- опрос - диагностика профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов и студентов в рамках проектно – дифференцированного обучения, составили перечень этих затруднений и потребностей |
2 этап |
- типовой проблемой является недостаточный уровень развития компетентности в предметном содержании проектной деятельности, способах ее реализации; - проблемой является удержать процесс реализации проектно-дифференцированного обучения в рамках педагогики сотрудничества преподавателя и студента. |
3 этап |
- методические мероприятия по раскрытию предметного содержания проектной деятельности в рамках работы МК; - совместные заседания студентов и членов предметно – методической комиссии по представлению и предварительному обсуждению проектов студентов, в том числе с метапредметной точки зрения; - организация обще техникумовской научно – практической конференции «Каждой профессии – научный подход»; - участие в студенческих областных научно – практических конференциях. |
Таким образом, немаловажным управленческим условием для организации системы проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках реализации принципов проектно-дифференцированного обучения учащихся является систематически организованная методическая и практическая работа в образовательной организации. Данная деятельность влияет на развитие профессиональной компетентности педагогов, на развитие профессиональных и личностных компетенций студентов через проектно – исследовательскую деятельность, в которой они принимают участие уже в стенах учебного заведения.
Список литературы:
1. Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 276-279. — URL
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах/Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 – 174.
3.
© 2019, Соляник Стелла Равиловна 1014