СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последнее десятилетие в нашем обиходе все чаще встречается понятие «кластер». Кластерная модель используется в таких областях как химия, физика, социология, астрономия, информатика. Появилиськластеры и в образовании, которые включают в себяВУЗы, производства, лаборатории, школы и т.д. Т.е. в определенном смысле кластер напоминает такиезнакомые организационные формы как концерн, корпорация.
Так что же такое «кластер»?
Понятие «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь.
То есть, кластер можно считать системой, но системой особого рода, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к последствиям, также как в виноградной грозди - съеденная ягода не нарушает общей целостности.
В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
Кластерную модель можно использовать на уроках биологиипри объяснении нового материала,закрепления изученной темы, во время самостоятельной работы с учебником или на протяжении урока в целом.Можно использовать кластер для проверки домашнего задания студентов.
Использование кластера на уроках биологии направлено на понимание об определенной теме, позволяет графическиизобразить изучаемый материал в зависимости от поставленной цели, способствуетсамостоятельному поиску знаний во время работы с текстом.
Смысл составления кластера в том, чтотекст графически организовывается на листе бумаги, т.е. посередине чистого листа (классной доски) вносится ключевое слово или предложение, которое является основным в раскрытии темы.
Далее вокруг ключевого слова записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Собирается кластер.
Например,приизучении темы «Строение и функции белков» я использовала кластерна протяжении урока.
Ключевым словом кластера по теме «Строение и функции белков» являются «Белки».
Вначале студенты записывают вокруг ключевого слова все то, что вспомнилось им по поводу данной темы (классификация, строение, структура, функции, химические и физические свойства). Таким образом, вокруг ключевого слова «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, т.е. появляется модель («хаос»).
В процессе диалога со студентами я как учитель направляю, помогаюсистематизировать эту информацию. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Таким образом, создается модель «планета и ее спутники». По ходу урока у каждого из «спутников», в свою очередь, также появляются «спутники» (например: энергетическая, защитная, ферментативная функции; классификация белков: простые и сложные (гликопротеиды, липопротеиды, нуклеопротеиды); первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура белка), устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается кластер, который графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.
Кластер можно составлять на стадии изучения нового материала.Например, при изучениитемы «Строение и функции белков»,группа делится на четыре малых группы. Количество групп должно быть равно количеству сравниваемых объектов (четыре пространственных структуры белка). Обговорив план сравнений каждой пространственной структуры со студентами, каждая малая группа, составляет мини-кластер на основе работы с учебником, дополнительным материалом. Из четырех мини-кластеров составляется один общий.
Помимо этого, удобно использовать методику составления кластеров на стадии закрепления знаний.
Например, при изучении темы «Сущность жизни и свойства живого» в конце урока студентам предлагается составить кластер «Свойства живого». На середине листа записывается ключевое слово «живые организмы» и от этого слова расходятся лучи со свойствами, которые характерны для живых организмов. Студенты выполняют его самостоятельно.
В результате составления кластеров студенты:
При составлении кластера на уроках наблюдаются такие сложности, как неумение студентов выделять главное, формулировать вопросы, сравнивать, выделять информацию в тексте по теме, проводить анализ…
Применение кластера мною на уроках позволяет мне повысить качество обучения по предмету. В связи с тем, что кластер входит во многие области наукикластер-технологию можно использовать на уроках географии, истории, химии, физики и других предметах.
© 2015, Кудрявцева Наталья Васильевна 3002