СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Каждый учитель задумывается над тем, как сделать свою работу более эффективной, как её обновить, усовершенствовать. Биология – учебный курс, дающий целостное представление о планете Земля, как общего дома человечества, формирует общую культуру, в том числе краеведческую и экологическую, учит, как интегрировать информацию, полученную из множества источников, необходимую для принятия решений на всех уровнях. Биологическое образование – надёжная основа для воспитания и формирования личности, владеющей познавательной мотивацией, самоконтролем и самооценкой в учебной работе, научным мышлением; личности, имеющей чёткие нравственные ориентиры и являющейся гражданином, патриотом своей страны и Земли, в целом.
Для повышения качества основную роль играет урок, целью которого и является учить учащихся творчески и критически мыслить для принятия верных решений в жизни, проявлению гибкости и готовности к изменениям, воспитывать коммуникативных качеств для работы в коллективе, в любой языковой среде с использованием информационно-коммуникационных средств.
Желание использовать все возможности для того, чтобы успешно реализовывать цели и задачи урока, сложились мотивы для интеллектуального и творческого развития детей, должно поставить вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся»?
Ответом на этот вопрос могут стать использование различных технологий работы: проблемное обучение, технология критического мышления, поэтапное формирование умственных действий, исследовательская деятельность учащихся, использование ИКТ, деятельностный подход в обучении.
Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит личностное включение школьника в процесс обучения.
Уроки с использованием технологии критического мышления наиболее эффективны для получения устойчивых знаний. Основными отличиями подобных уроков являются:
-обязательное наличие проблемной ситуации;
-максимальная степень самостоятельности учащихся;
-заинтересованность учащихся в поставленной проблеме.
При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:
-каждый ученик должен участвовать в исследовательской работе;
-работа должна быть адресована всему классу.
В программе обучения предусмотрены практические и лабораторные работы - работа с микроскопом лупой, где дети в результате своего личного участия на уроке, постигают азы исследовательской деятельности. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература. Учащиеся в парах, группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. И такая деятельность, т. е. личностное включения школьника в процесс, наиболее запоминающаяся, наиболее эффективная. Такая работа даёт и важный воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников. Для повышения качества обучения отличительной особенностью работы должна является система деятельности учителя и учащихся, соответствие цели и конечного результата. В систему деятельности должны входить: диагностика, повторение теоретического материала, практическая работа, контроль знаний по тематическим тестам. Успех - первостепенное условие становления личности. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. На своих уроках учитель должен стараться поддержать учебную активность, понимать своих учеников. Управлять учебным процессом так, чтобы учащиеся видели цель и пути достижения результата. Уроки стали бы уроками сотрудничества, что рождает у учащихся успех в учёбе и желание идти вперёд.
При планировании урока осуществляю выбор следующих приёмов и методов обучения и воспитания: составление схем, таблиц, кластеров, выполнение лабораторных и практических работ, проведение диспутов, дискуссий, групповая работа, индивидуальная работа, моделирую ситуацию успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся в целях включения их в творческий поиск решения учебных задач.
Для эффективности обучения передо мной встал вопрос выявления одаренных учащихся, проявляющих интерес к биологии в целях организации их индивидуальной работы на уроках и во внеурочное время с учётом их особенностей и заинтересованности. Для решения поставленных задач помогают экологический кружок, занятия внеурочной деятельности, которые имеют биологическую направленность и проводятся уже не первый год: «Добрые руки», «Зелёная планета», «Экология и мы». Задачи, решаемые внеурочной деятельностью.
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы.
2. Расширить кругозор, получение дополнительных знаний.
4. Улучшить условия для развития ребенка.
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
6. Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
В рамках внеурочной деятельности были проведены Всероссийские экологические уроки «Хранители воды» (январь 2015 г), «Разделяй с нами» (апрель 2017 г). 2017 год был посвящён 100-летию заповедной системе России. Вместе с учащимися были выпущены газеты, знакомящие с заповедниками России и Крыма, с редкими растениями и животными, также учащиеся приняли участие в озеленении школы и кабинета биологии.
Чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовные и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека, необходимо накопление биологических познаний каждым учеником. Поэтому в своей работе постоянно обращаю внимание как на учащихся с повышенной мотивацией обучения, так и на учащихся с низкой мотивацией обучения. Стараюсь привлекать детей к участию в природоохранных акциях и конкурсах. Это - «Птица года», «Кормушка», «Добрые крышечки», «Человек и природа», «Лисёнок». Диплом за II место получила Рогунова Екатерина в номинации «Экологический рисунок» Республиканской природоохранной акции «Птица года» (2016 г), диплом за III место в муниципальном этапе Турчанинова Ксения в номинации экологический рисунок «Зимующие птицы Крыма» (2019 г) природоохранной акции «Кормушка». В благотворительной акции «Добрые крышечки» отличились Хиталенко Алексей, Ярославский Сергей, собравшие больше всех крышечек,около 2 кг. Каждый год дети 5-11 классов активно принимают участие во Всероссийском познавательном турнире «Осенний марафон». Призёрами в разные годы стали: Сацюк Егор, Косоровцева Светлана, Стрибный Александр, Башмакова Яна, Ковтун Ульяна, Комаристый Артём. В 2015-2016 учебном году команда учащихся в составе-Косоровцевой Светланы, Штебы Марии, Беляева Владимира, Епихина Александра, Кучерука Богдана, заняла III место в муниципальном этапе Республиканской открытой турнирной программе «Юный ботаник». И, конечно же раскрытие индивидуальных возможностей и способностей позволяет сделать Всероссийская предметная олимпиада, в которой ежегодно принимают учащиеся на школьном, муниципальном уровнях. Личная заинтересованность ребёнка позволяет добиться успеха. Баталов Артур стал победителем муниципального этапа и призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии.
Понимание, что каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путём, позволяет и ученикам с низкой мотивацией найти своё место в жизни, важно не убить человечное в человеке, не озлобиться самой и не озлобить ученика.
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный». Нам надо идти по всем трем дорогам сразу.
© 2020, Спивак Наталья Львовна 497