СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии «мнемотехника» в образовательном процессе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Чтобы детям дошкольного возраста помочь в запоминании и произношение слов и предложений, а так же сделать речь грамотной, связанной используется прием, который называется мнемотехника.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Чтобы совсем стало понятно, что такое мнемотехника, приведу пример: многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку: Каждый Охотник Желает Знать где Сидит Фазан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду педагогами, логопедами, психологами.

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое словосочетания, строчку придумывается картинка или схема, таким образом весь текст стихотворения, рассказа, загадки или пословицы зарисовывается схематично.

Когда ребенок смотрит на схемы-рисунки, которые в этой технике называют:

мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы, то он легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным фиксатором для создания монологов, схемы помогают детям выстраивать последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Как любая техника работы, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов(младший дошкольный возраст) и последовательно переходить к мнемодорожкам и конечно к мнемотаблицам(старший дошкольный возраст)

Сейчас кратко о каждом этапе.

Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, которое обозначает одно слово или словосочетание, либо предложение.

Мнемодорожка –состоит из нескольких мнемоквадратов, изображение на каждом квадрате обозначает одно слово или словосочетание, и по ним уже составляется история.

Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Заполнение и отгадывание мнемодорожек вызывают у детей живой интерес. Вариантов использования множество. Это и составление предложений, и проговаривание чистоговорок для автоматизации звуков, и подбор однокоренных слов.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из

блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ

или выучить стихотворение.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная

информация. Мнемотаблицы содержат в себе графическое или частично

графическое изображение предметов, персонажей, явлений природы, т. е

можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать

условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было

понятно детям.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию речи детей их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин;

описательных рассказов, творческих рассказов на разные темы;

- при пересказах художественной литературы; при пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех героев сразу, и не надо им

вспоминать что же там было в сказки. Потом они привыкают к этой технике работы, и уже просто увлекаются этим, и в свободной деятельности изображают сказки по своему усмотрению, развивается воображение.

- при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемозагадка — это загадка не простые, а с воображением. В таких загадках бывает, что ни все на виду, а затаилось в схемах. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи символов нарисованных схематично, определять объект.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование

из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание

стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка

метода запоминания.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными, а стихи заучиваются в разы быстрее.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой родитель, педагог и ребенок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке, стихотворению.

В завершении можно сделать вывод, что Мнемотехника: устанавливает причинно-следственные связи, сокращает время запоминания; помогает делать выводы и систематизировать именно то что нравится детям: сказки, загадки, пословицы, даже кукольный театр можно изобразить схематично и потом подробно рассказать о том, что же было в театре и что понравилось больше всего ребенку.

Категория: Логопедия
03.10.2024 13:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП