© 2024 98
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Чтобы детям дошкольного возраста помочь в запоминании и произношение слов и предложений, а так же сделать речь грамотной, связанной используется прием, который называется мнемотехника.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Чтобы совсем стало понятно, что такое мнемотехника, приведу пример: многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку: Каждый Охотник Желает Знать где Сидит Фазан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду педагогами, логопедами, психологами.
Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое словосочетания, строчку придумывается картинка или схема, таким образом весь текст стихотворения, рассказа, загадки или пословицы зарисовывается схематично.
Когда ребенок смотрит на схемы-рисунки, которые в этой технике называют:
мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы, то он легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным фиксатором для создания монологов, схемы помогают детям выстраивать последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая техника работы, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов(младший дошкольный возраст) и последовательно переходить к мнемодорожкам и конечно к мнемотаблицам(старший дошкольный возраст)
Сейчас кратко о каждом этапе.
Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, которое обозначает одно слово или словосочетание, либо предложение.
Мнемодорожка –состоит из нескольких мнемоквадратов, изображение на каждом квадрате обозначает одно слово или словосочетание, и по ним уже составляется история.
Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Заполнение и отгадывание мнемодорожек вызывают у детей живой интерес. Вариантов использования множество. Это и составление предложений, и проговаривание чистоговорок для автоматизации звуков, и подбор однокоренных слов.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из
блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ
или выучить стихотворение.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная
информация. Мнемотаблицы содержат в себе графическое или частично
графическое изображение предметов, персонажей, явлений природы, т. е
можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать
условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было
понятно детям.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию речи детей их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин;
описательных рассказов, творческих рассказов на разные темы;
- при пересказах художественной литературы; при пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех героев сразу, и не надо им
вспоминать что же там было в сказки. Потом они привыкают к этой технике работы, и уже просто увлекаются этим, и в свободной деятельности изображают сказки по своему усмотрению, развивается воображение.
- при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемозагадка — это загадка не простые, а с воображением. В таких загадках бывает, что ни все на виду, а затаилось в схемах. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи символов нарисованных схематично, определять объект.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование
из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание
стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка
метода запоминания.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными, а стихи заучиваются в разы быстрее.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой родитель, педагог и ребенок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке, стихотворению.
В завершении можно сделать вывод, что Мнемотехника: устанавливает причинно-следственные связи, сокращает время запоминания; помогает делать выводы и систематизировать именно то что нравится детям: сказки, загадки, пословицы, даже кукольный театр можно изобразить схематично и потом подробно рассказать о том, что же было в театре и что понравилось больше всего ребенку.
© 2024 98