СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развёрнутый план урока по теме: «Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны»

Цель урока:

Сформировать у учащихся целостное представление о классе карбонильных соединений, их строении, свойствах и практическом значении, развивая навыки исследовательской деятельности и логического мышления.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Раскрыть особенности строения альдегидов и кетонов на основе карбонильной группы.

  2. Научить составлять структурные формулы, называть соединения по международной номенклатуре (IUPAC).

  3. Изучить физические и химические свойства, включая реакции окисления, восстановления и нуклеофильного присоединения.

  4. Рассмотреть промышленные и лабораторные способы получения формальдегида, ацетальдегида и ацетона.

  5. Показать значение альдегидов и кетонов в природе, промышленности и быту.

Развивающие:

  1. Развивать умение проводить химические эксперименты, фиксировать наблюдения и делать выводы.

  2. Совершенствовать навыки работы с учебным материалом: анализ, сравнение, обобщение.

  3. Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ.

  4. Тренировать коммуникативные навыки через групповую работу и дискуссии.

Воспитательные:

  1. Воспитывать научное мировоззрение, подчёркивая единство теории и практики.

  2. Развивать экологическое мышление, обсуждая влияние альдегидов на окружающую среду.

  3. Мотивировать к самостоятельному поиску информации, используя межпредметные связи (биология, медицина, экология).

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин)

  • Приветствие, проверка готовности к уроку.

  • Постановка цели: «Сегодня мы изучим класс веществ, без которых невозможно производство лекарств, пластиков и даже духов. Это альдегиды и кетоны».

2. Актуализация знаний (8 мин)

Фронтальный опрос:

  • Какие классы кислородсодержащих соединений вы знаете? (Спирты, фенолы, простые эфиры.)

  • Что такое функциональная группа? Приведите примеры.

  • Как классифицируются спирты? (По числу –OH групп, типу углеводородного радикала.)

  • Какие реакции характерны для спиртов? (Дегидратация, окисление, этерификация.)

Историческая справка: В 1835 г. Юстус Либих выделил из этанола вещество с формулой C₂H₄O и назвал его «альдегидом» (от лат. alcohol dehydrogenatus – «спирт, лишённый водорода»).

3. Мотивация (5 мин)

Проблемный вопрос:

  • Почему после использования формалина в анатомических музеях ощущается резкий запах?

  • Как связаны ванилин, пластиковые бутылки и антисептики?

Демонстрация:

  • Показ образцов: ванилин, формалин (40% раствор формальдегида), ацетон.

  • Обсуждение их свойств и применения.

4. Изучение нового материала (25 мин)

1. Строение и классификация

  • Карбонильная группа >C=O: полярная связь, sp²-гибридизация.

  • Альдегиды: –CHO (на конце цепи), кетоны: >C=O (в середине цепи).

  • Общая формула: CₙH₂ₙO.

Номенклатура:

  • Альдегиды: суффикс -аль (метаналь, этаналь).

  • Кетоны: суффикс *-он* (пропанон-2, бутанон-2).

  • Примеры:

    • CH₃-CH₂-CHO – пропаналь.

    • CH₃-CO-CH₃ – пропанон (ацетон).

Изомерия:

  • У альдегидов – только изомерия углеродного скелета (бутаналь vs 2-метилпропаналь).

  • У кетонов – также положение карбонильной группы (бутанон-1 vs бутанон-2).

2. Физические свойства

  • Низшие альдегиды (C₁–C₅) – летучие жидкости с резким запахом.

  • Формальдегид (газ), ацетальдегид (t кип. = 20°C).

  • Растворимость: формальдегид и ацетон смешиваются с водой, с увеличением цепи уменьшается.

  • Применение:

    • Формалин – консервант, антисептик.

    • Ацетон – растворитель, сырьё для синтеза пластмасс.

3. Химические свойства а) Реакции окисления:

  • Альдегиды легко окисляются до карбоновых кислот:

    • Реакция «серебряного зеркала»:

      CH3CHO+Ag2O→CH3COOH+2Ag↓CH3​CHO+Ag2​OCH3​COOH+2Ag
    • Окисление гидроксидом меди (II):

      CH2O+2Cu(OH)2→HCOOH+Cu2O↓+2H2OCH2​O+2Cu(OH)2​→HCOOH+Cu2​O↓+2H2​O

      (красный осадок оксида меди (I)).

б) Реакции восстановления:

  • Восстановление до спиртов:

    CH3CHO+H2→CH3CH2OHCH3​CHO+H2​→CH3​CH2​OH

в) Нуклеофильное присоединение:

  • С синильной кислотой:

    CH3CHO+HCN→CH3CH(OH)CNCH3​CHO+HCNCH3​CH(OH)CN
  • С реактивом Гриньяра:

    CH3CHO+CH3MgBr→CH3CH(OMgBr)CH3CH3​CHO+CH3​MgBrCH3​CH(OMgBr)CH3​

4. Получение

  • Окисление спиртов:

    • Первичные спирты → альдегиды:

      CH3CH2OH+[O]→CH3CHO+H2OCH3​CH2​OH+[O]→CH3​CHO+H2​O
    • Вторичные спирты → кетоны:

      CH3CH(OH)CH3+[O]→CH3COCH3+H2OCH3​CH(OH)CH3​+[O]→CH3​COCH3​+H2​O
  • Пиролиз солей карбоновых кислот:

    CH3COONa+NaOH→CH4+Na2CO3CH3​COONa+NaOHCH4​+Na2​CO3​

5. Практическая часть (10 мин)

Лабораторный опыт: «Окисление формальдегида гидроксидом меди (II)»

  1. В пробирку налить 2 мл раствора формальдегида.

  2. Добавить 1 мл раствора CuSO₄ и 2 мл NaOH.

  3. Нагреть смесь.

  4. Наблюдать изменение цвета осадка с синего на красный (Cu₂O).

Обсуждение: Почему реакция является качественной на альдегиды?

6. Закрепление (8 мин)

  1. Цепочка превращений: Этанол → Ацетальдегид → Уксусная кислота → Ацетат натрия.

  2. Тестовые вопросы:

    • Какой реактив отличает альдегиды от кетонов?

    • Почему формалин токсичен?

  3. Практическая задача: «Предложите способ получения бензальдегида из толуола».

7. Рефлексия (2 мин)

  • Что было самым интересным на уроке?

  • Где вы встречали альдегиды в повседневной жизни?

  • Какие вопросы остались неясными?

8. Домашнее задание

  1. Учебник: §12 (составить конспект).

  2. Написать уравнения реакций для цепочки: Метан → Метанол → Метаналь → Муравьиная кислота.

  3. Творческое задание: «Подготовить презентацию о применении ацетона».

Самоанализ урока

Достоинства:

  • Сочетание теории и практики (эксперимент).

  • Использование межпредметных связей (парфюмерия, медицина).

  • Активные методы обучения (проблемные вопросы, групповая работа).

Недостатки:

  • Ограниченное время для обсуждения экологических аспектов.

  • Сложность номенклатуры для слабоуспевающих учеников.

Рекомендации:

  • Добавить интерактивную викторину для закрепления номенклатуры.

  • Включить видеоопыт «Реакция серебряного зеркала».

Итог: Урок достиг целей, учащиеся проявили высокую заинтересованность, особенно при проведении опыта.

Категория: Химия
15.05.2025 19:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП