СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Классное руководство (И.С. Парфенова, Н.Л. Селиванова)
Классное руководство
Работа классного руководителя с детьми
Сплочение классного коллектива.
Данное направление работы классного руководителя является чрезвычайно важным, поскольку коллектив является средой и одним из важнейших условий воспитания школьника. Коллектив - это сложная социальная система, характеризующаяся органичным единством формальной организации и неформальной общности. Поэтому в процессе формирования классных коллективов важно обращать внимание:
Ребенку очень важно ощущать себя членом какой-то значимой для него общности, важно идентифицировать себя с ней, чувствовать свою принадлежность к ней. И если такой значимой общностью не становится школьный класс, где ребенок проводит большую часть школьного времени, то ею легко сможет стать компания с сомнительными увлечениями, предпочтениями и взглядами на жизнь. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем успешнее будет его учебная деятельность, тем больше дружеского общения он будет получать, и тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в антисоциальных группах. В этой связи формирование в рамках школьного класса детско-взрослой общности, превращение класса в настоящий коллектив - важная задача классного руководителя.
Формированию классных коллективов способствуют в первую очередь различные совместные дела. Ими могут быть:
В процессе их проведения классному руководителю важно обращать внимание на гуманизацию отношений между детьми, особенно, между детьми, входящими в разные микрогруппы, складывающиеся в классе. Для этого педагогу нужно научить ребят понимать людей вообще, относиться к ним позитивно, стараться концентрироваться на положительных качествах других, а не искать в них недостатки. В этом могут помочь некоторые игровые упражнения. Например:
«Поза». Троим-четверым играющим предлагается выйти из аудитории. Из оставшихся ребят выбирается один человек, для которого читается текст определенного содержания, например, такой: «Утром вы поругались с родителями. Получили двойку в школе. Порвали дорогую куртку. Потеряли телефон. Вы чувствуете себя разбитым и подавленным». Этот игрок должен позой, выражением лица изобразить человека из только что прочитанного текста. Затем одному из стоящих за дверью предлагается посмотреть на этого игрока, попробовать понять его внутреннее состояние и для очередного игрока, который войдет следом, попытаться это состояние изобразить. И так далее, для каждого следующего входящего игрока. Последний вошедший смотрит на партнера, а затем рассказывает все о его состоянии. Тот, в свою очередь, о состоянии предыдущего и т.д. Таким образом, мы учим детей обращать внимание на внутреннее состояние окружающих нас людей, определять его по выражению лица человека, наклону его головы и т.п. Возможно, кому-то из окружающих нужна наша помощь и поддержка.
«Влияние группового настроения». Двум игрокам предлагается выйти из аудитории. Им дают предметы, которые необходимо использовать не в соответствии с их прямым назначением. Например, зонт как указку, ружье или подзорную трубу. С этим предметом необходимо очень быстро подготовить этюд. Остальным ребятам дается установка: первого игрока встретить с улыбкой и хорошим настроением, а второго - наоборот, с недовольным видом и безо всякого настроения. Просмотр этюдов можно сопровождать репликами: в первом случае - одобряющими, а во втором - недовольными. После просмотра этюдов педагог спрашивает, кому из игроков было легче показывать этюд и почему. Не трудно догадаться, что первому игроку показывать этюд было значительно комфортнее, поскольку он чувствовал поддержку ребят. Таким образом, мы помогаем детям задуматься о том, что гораздо легче, приятнее находиться и учиться среди тех, кто настроен по отношению к тебе позитивно.
Игры такого рода не требуют от ребят больших усилий, но с их помощью можно объяснять нужные вещи, а именно: как важно понимать состояние другого человека, насколько легче общаться с людьми, которые сориентированы на положительное восприятие человека.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 668