СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект организованной образовательной деятельности
детей разновозрастной группы "Русская Матрешка"
Цель: знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки Программные задачи:
Образовательные: закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях; продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек; закрепить практические навыки по рисованию элементов Полхов-Майданской росписи.
Развивающие: развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус; развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе; воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам; воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изображением матрешек Семёновских, Загорских, Полхов-Майданских, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение стихов, загадок о матрёшках.
Демонстрационный материал: игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская), мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии».
Раздаточный материал: шаблоны матрешек, альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши для контурного рисунка, ватные палочки, баночки с водой.
Ход занятия
1. Организационный момент.
В начале занятия звучит народная мелодия. На столе стоит сундук.
- Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь что-то написано. (Читает надпись-загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша…. (русская матрешка)
Воспитатель открывает сундук.
- Посмотрите, и правда, матрешка!
2. Сообщение темы и цели занятия
- Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Ребята, давайте откроем матрешку, сколько у нее внутри подружек? (Открывает матрешку, а там пусто).
- Вот чудеса, а где же другие матрешки? Матрешке одной скучно будет у нас. Я вам, ребята, предлагаю нарисовать матрешек-подружек для нашей гостьи!
3. Повторение изученного материала
- Ребята, но сначала, давайте вспомним, какие три основных вида матрешек мы с вами знаем? (Ответы детей: Семеновская, Загорская (Сергиевская), Полхов-Майданская)
- Молодцы! А чем же эти матрешки отличаются друг от друга? Давайте посмотрим на изображения (Показывает картинки с изображением традиционных матрешек).
- У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
- Загорская матрёшка в сарафанах расписных, кофточка на ней с вышивкой. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то серп, то петух или уточка. На загорской матрешке основные цвета…. (Красный, зеленый, синий, желтый)
- Полхов-Майданская матрешка. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
- Вот, ребята, вспомнили мы какие матрешки самые известные. А теперь скажите, какая из этих видов наша матрешка-гостья? (Ответы детей)
- Правильно, Полхов-Майданская! Мы с вами Полхов-Майданских матрешек – подружек и будем рисовать, и расписывать как настоящие мастера, но сначала физкультминутка.
Физкультминутка
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера за работу всем пора.
Мастера, скорей за дело - украшай матрешек смело
Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор.
4. Практическая часть
- Дети, у вас на столе лежит трафарет матрёшки, лист бумаги и простой карандаш. Подумайте, ребята, как лучше разместить лист бумаги для рисования нашей матрешки, вертикально или горизонтально? (Ответы детей)
Если дети затрудняются, воспитатель ставит чистый лист бумаги за матрешку и помещает его сначала горизонтально - дети наглядно видят, что матрешка не помещается, затем вертикально - дети видят, что матрешка вписывается в формат листа.
- А теперь посмотрите, как матрешку мы будем рисовать:
1.По шаблону обведём контур матрёшки.
2.Нарисуем контур платочка и завязки.
3.На лице аккуратными штрихами наметим волосы, глаза, брови, нос, рот и щечки.
4.Внизу намечаем контур – овал.
5.Украшаем середину цветами.
- А теперь, ребятки, осталось нам только расписать матрешек красками с помощью кисточек и ватных палочек. (Звучат русские народные мелодии в записи, дети расписывают матрёшек)
- Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала раскрасим платок. Теперь аккуратно закрашиваем сарафан. Когда краска высохнет, наносим узор – цветы на сарафане ватными палочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
5. Подведение итогов. Организация выставки детских работ
- Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы. Вот теперь нашей гостье не скучно будет!
© 2018, Мурзина Наталья Владимировна 458