СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семнар «Практико-ориентированный подход в преподавании химии как средство формирования познавательной активности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Практико-ориентированный подход в преподавании химии как средство формирования познавательной активности учащихся»

Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология деятельностного метода обучения Людмилы Георгиевны Петерсон.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Технология деятельностного метода обучения позволяет:

  • Придать процессу усвоения знаний деятельностный характер.
  • Перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности.
  • Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
  • Усилить практическую направленность школьного образования.

Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Актуальность темы. В связи с большим объёмом теоретических знаний и специфики предмета интерес учащихся к изучению химии, к сожалению, достаточно низкий, поэтому перед учителем встаёт задача повысить познавательный интерес школьников. Одним из способов повышения мотивации к изучению предмета является усиление практической направленности, прикладного характера обучения, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования, причем в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, усиливает вос­питательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у школь­ников экологически грамотное поведение. Практическое применение полученных знаний в обыденных жизненных ситуациях имеет огромное значение как для создания стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных, так и для формирования целостной картины реального мира, в котором тесно взаимосвязаны законы и явления различных областей наук. Способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач является одним из критериев творческого саморазвития и самореализации личности.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета моего исследования.

Объект исследования – учебно-воспитательный и развивающий процесс на уроках химии.

Предмет исследования – практическая направленность процесса обучения химии.

В соответствии с вышеизложенным мною были определены цели исследования:

  • усиление практической направленности преподавания химии в школе;
  • создание условий для максимального практического использования знаний полученных при изучении химии;
  • формирование основы здорового образа жизни и экологически грамотного поведения;
  • формирование универсальных учебных действий;

Для достижения поставленных целей мной были определены следующие задачи:

  • - внедрение практико - ориентированных заданий в учебный процесс;
  • -организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • -проведение элективных курсов практического характера;
  • -проведение экскурсий с целью профориентации;
  • -организация внеклассных мероприятий, направленных на практическое использование химических знаний;

Намеченную цель достигаю, используя такие технологии обучения, как: технология личностно – ориентированного обучения, технология проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, проектно – исследовательская деятельность и ИКТ.

- Как правило, прикладной аспект учебного материала актуализируется на уроках: новых темах (о свойствах изучаемых соединений), уроках-закреплениях (в виде решения нестандартных задач, организации проблемно-поисковых ситуаций), уроках-обобщениях (в виде сообщений, докладов, комбинированных задач интегративного характера). Наряду с традиционными практическими и лабораторными работами использую в процессе обучения большое количество заданий с практическим содержанием для решения жизненно важных проблем, для этого использую различные дополнительные источники и накапливаю дидактический материал. Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которых является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «Исследование состава минеральной воды или какую воду пить?», «Исследование химического состава яблок» (представлен на сайте Всероссийский фестиваль педагогического творчества. Номинация «Проектная и творческая деятельность учащихся»), «Исследование состава молока» (Общероссийский конкурс «Урок XXI века» представлен на сайте «Дневник. Единая образовательная сеть»). При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают исследовательские действия.

- Начиная, с 7 класса в работе пропедевтического курса системно планирую проведение домашних опытов учащихся. При изучении темы «Химия и биология», учащиеся выполняют проектные работы индивидуальные «Обнаружение жира в семенах и эфирного масла в апельсиновой корке», групповые «Обнаружение крахмала в продуктах питания», при изучении темы «Химия и география» групповой творческий проект «Горные породы и минералы», где они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.

- Ежегодно участвую в предпрофильной подготовке ребят, а именно, провожу элективные курсы прикладной направленности, мною разработан и проведен курс «Химия в мире профессий».

- Немаловажным в данной работе считаю проведение экскурсий на предприятия города, традиционно, провожу урок в 9 классе в краеведческом музее по теме «Производство чугуна на ВТЗ» проводя при этом связь с историческим прошлым родного города. В плане учебной деятельности данная возможность ограничена, поэтому большинство экскурсий провожу во внеурочное время. Экскурсии на градообразующее предприятие города ВТГРЭС, очистные сооружения, химическую лабораторию – с целью расширения кругозора и профориентации.

Профориентационное воспитание в школе заключается в том, что бы побуждает детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активному применению теоретических знаний в жизни, и помогать на практическом опыте, узнать и определить свои склонности и способности, профессиональные интересы.

- В системе внеурочной деятельности привлекаю ребят к исследовательской деятельности, к участию в эколого – краеведческой работе (практико – ориентированные проекты «Физико-химические свойства родниковой воды», «Растительные сообщества пришкольного участка») и внеклассным мероприятиям, где можно наиболее широко показать значимость химии. Мои ученики создали несколько пробных видеофильмов в программе Movie Maker: «Природа родного края», «Прости Земля».

Анализируя результаты своей работы, могу утверждать, что на уроках химии очень актуально применение технологии деятельностного метода обучения, которая перекликается с требованиями новых образовательных стандартов второго поколения по химии.

Таким образом, главная задача учителя состоит в мотивации школьника к учению, саморазвитию. Необходимо заинтересовать детей, научить их мыслить, задавать вопросы самим себе и самим же находить на них ответы. С точки зрения продуктивного обучения важнейший путь формирования мотивации — это использование познавательных заданий в учебной деятельности.

Технологии деятельностного метода обучения позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают познавательную активность, повышают уровень самоорганизации обучающихся. Это подтверждается следующими фактами:

  • увеличилось количество учащихся, выбирающих химию как экзамен по выбору;
  • прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся;
  • у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
  • у учащихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения, участие в научно- исследовательских конференциях позволяет приобрести школьникам уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Категория: Химия
29.04.2017 20:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП