СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приёмы повышения мотивации школьников к изучению географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные социально-культурные условия вызывают необходимость развивать индивидуальность, мобильность, личностный потенциал ребёнка, его способность самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы, а так же сохранять этнические особенности проживания в Беларуси – всё это ребёнок в большей мере получает на уроках географии. Стратегии развития образования Республики Беларусь направлены на создание условий для раскрытия и развития духовно-нравственных качеств личности

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное, сейчас – вооружая знаниями, воспитывать функционально грамотную личность, способную к постоянному самообразованию, саморазвитию. Поскольку форма организации учебного процесса остается на уровне класс – предмет – урок, требуется переосмыслить технологический процесс обучения. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться на современные инновационные технологии, использовать компьютерные средства обучения. Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности и, конечно, интереса к предмету. В 6-х классах, когда ученики знакомятся с новым предметом – мотивация у них высокая. В старших классах ее необходимо поддерживать убеждением в том, что эти знания пригодятся в будущем, творческой подачей содержания самого предмета географии.

Процесс обучения – это система, в основе которой лежит планирование преподавания. И в этом процессе обучения ведущую роль играет индивидуальный подход к ребенку, запросы и интересы родителей, общества, государства. География – это не только наука о Земле, её строение, о материках и океанах, природных комплексах, путешествиях и открытиях, закономерностях развития природы и общества, это экономика и политика, это страны и народы. Это взаимосвязь между живой и неживой природой на Земле. Как сказал известный учёный-географ Финляндии Илмари Хустик «Существует само слово «география», а пределами для этой науки служит только небо».

Преподавателю географии нелегко в школе: учащиеся по-разному – с интересом и без него, с уважением и пренебрежением отзываются о предмете. Могут равнодушно относиться к изучению географии или с живым интересом и сознательной убежденностью. Почему по-разному относятся дети к предмету? Почему в кабинете география для одних учащихся распахивается мир тайн и открытий; мир разнообразия природы, жизни и быта людей в ней; мир научных споров, поражений и побед; мир могущественного величия природы и её беззащитности, а для других – почему то этот мир безмолвствует? Почему преподавание географии требует особого подхода: во-первых – сложилось мнение о предмете, как не особо важном, редко в высшие учебные заведения необходимо сдавать географию,; во-вторых - предмет требует от учителя глубоких специальных и общенаучных знаний, осведомленности в области политики и экономики своей страны и других стран на современном этапе. Жаклин Божё-Гарнье писала: «Географу не обязательно быть ходячей энциклопедией, но он должен развивать в себе энциклопедическую любознательность»; в-третьих – специфика устного предмета (одну и ту, же тему раскрывает учитель, читает ученик, и затем в третий раз воспроизводится детьми). Сухомлинский, посещая уроки своих коллег, говорил: «Важно научить школьников не просто отвечать устно, приводя порой ответы к простому пересказыванию параграфа, а обучать их составлять учебные рассказы разных видов».

Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, уровню развития, отношениям к учению, складу характера. Обучая географии, учитель сознательно или нет, формирует у учащихся отношение к своему предмету. И это отношение становится важным результатом его работы. От него во многом зависит качество овладения самим предметом. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них: постановка проблемной ситуации, поисковый характер процесса обучения, постановка учебного диалога, работа в группах, т.д. Во время урока решается сложная задача – за четко ограниченное время нужно организовать процесс усвоения школьниками стандартов образования с учетом индивидуального подхода к ученику, его интересов и способностей.

Свои уроки стараюсь разнообразить различными приемами. Например - ведение рабочей тетради, где через работу с конспектами цветными ручками ведется сенсорное восприятие темы. Красным цветом – пишем правила, которые легче запоминаются и воспроизводятся учащимися на следующем уроке. Ведение словарей помогает свободно оперировать терминами, становится понятнее та или иная тема. Третий прием – это работа с контурными картами. Сейчас 100% учащихся работают с атласами. Ребята работают с лекалами материков, составляют кроссворды. Одним из основных средств, обеспечивающих наглядность обучения и операционную деятельность учащихся - это картографические пособия. Карта – это особый способ отображения действительности в виде пространственной модели. Такая модель может содержать целый ряд сведений, необходимых для изучения физико-географических особенностей территории, характеристики страны, всей поверхности планеты Земля. Оборудование кабинета – оформление демонстрационных карт, таблиц – это совместная работа с родителями.

Одним из приоритетных подходов к отбору обновленного содержания образования становится компетентностный подход, который характеризуется ориентацией обучения на формирование общеинтеллектуальных, универсальных умений и навыков (компетенций). На сегодняшний день более важным становятся не конкретные знания, а умения их добывать, присваивать и применять на практике.

Сейчас, когда компьютер, сотовый телефон стали лучшими друзьями ученика, у детей нет желания листать учебник. Устное проговаривание опорного конспекта - это необходимый этап деятельности. Свертывание информации дает возможность развивать учебно-информационные умения учащихся. Информационные образовательные технологии позволяют не только наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, но дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов. Использование компьтерных анимаций, интерактивных моделей и т.п. поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, существенным образом обогащает процесс обучения. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию в такой форме. Например, при изучении Земли – планеты солнечной системы (6кл.) использую модель вращения планет земной группы вокруг Солнца. (Программа «Открытая астрономия» - компания «Физикон»). Можно понаблюдать за вращением Луны вокруг Земли, обсудить, как происходит смена фаз, от чего это зависит? Шестиклассникам понятнее становится влияние спутника на планету. А при изучении Гидросферы, наблюдая модель «Мировой круговорот воды в природе» используя программу КМ-Школы, ученикам понятнее становится само явление природы, которое трудно представить. Эффективность использования модели возможно при обсуждении значения этого процесса, изменение состояний воды, происходящих при испарении, замерзании, таянии. Обсуждаем, что происходит с водой, выпавшей на сушу? Какими путями она возвращается в океан? Можно ли отнести к круговороту процесс кипения воды? И т.д. Интерактивные иллюстрации способствуют целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся, развитию логических универсальных учебных действий.

Для повышения мотивации обучения учащихся к своему предмету использую проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов и на опережения материала имеют личностно значимую цель для учеников. Задание ребенок формулирует в виде проблемы. Решая ее, ученик определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. При осуществлении проектно-исследовательской деятельности создаются условия для развития: - самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; - умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, спланировать и провести исследование, проанализировать результаты; - учебно-коммуникативных умений (работать в команде, участие в дискуссии); - творческого мышления. Проекты: «Алмазы Якутии», «Природные богатства республики», «Народы крайнего севера», «Мозаика стран мира», «Животные – барометры» позволяют развивать познавательные универсальные учебные действия. Главное в создании проектов то, что происходит творческое переосмысление и систематизация учащимися приобретенных знаний и навыков, их практическое применение, создание базы дидактического материала, самодельных книг по предмету. Эти проекты - готовый материал для других учеников и учителя.

Ребята включаются в организованную педагогом поисковую деятельность при изучении климатических поясов с различными картами. Дети участвуют в коллективном обсуждении точек зрения, ищут и используют информацию для решения задач, создают дидактический материал, дают оценку работе одноклассников. При разработке проектов организации туристических агенств на полуостровах Чукотка, Камчатка и острове Сахалин, увлекательным и интересным оказался первый. Группа учащихся настолько интересно предоставила рекламу возможностей соприкосновения и ознакомления с природой полуострова Чукотки, что весь класс захотел приобрести туристические путевки на крайний восток нашей Родины.

Итак, мотивацию к изучению географии создают методы работы: форма учебного занятия; проекты; проблемные ситуации; самооценка и взаимоконтроль (пишут проверочную работу, меняются тетрадями по рядам, проверяют, расписываются, ставят отметку); опережающие задания (рефераты, сообщения по новой теме); интеграция предметов; игровые моменты (составление кроссвордов; овладение профессией геолога – определить горные породы; работа исследователя - найти острова по координатам, где пираты спрятали сокровища; стать капитаном яхты и оплыть на своей яхте вокруг Африки по часовой стрелке, подписывая береговую линию на карте; определить координаты самой высокой горы в Евразии, где видели снежного человека).

В преподавании предметов гуманитарного цикла важно еще само слово. Заранее продуманное разнообразие приемов и форм обучения темы оказывают решающее влияние на формирование познавательного интереса к предмету география. Например, рассказывая о минеральных богатствах Урала, можно привести слова П. П. Бажова из сказки о «хозяйки Медной горы»: «Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому на всяких языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат».

А слова персидского поэта Саади: «Все земли перед тобою убоги…. О, пустыня!» - могут заставить учеников размышлять и спорить. Открытие Америки будет намного интереснее, если прочесть дневники Колумба, Магеллана, исторические дневники о викингах.

Рекомендации учащимся для внеурочного чтения книг «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Два Капитана» В. Каверин, книги Жюль Верна «Капитан Немо» и других произведений помогают воспитанию интереса к географии.

При изучении природы, подбор тематических загадок заставляет ребят обратить внимание на богатство русского языка: «По синему пологу золотое просо рассыпано» (звезды на небо); «Падает горошком, скачет по дорожкам» (град). При изучении климата через знакомство с пословицами и поговорками разных народов мира возникает интерес к предмету: «Нельзя реку переходить в половодье» (народ Зулу Южная Африка); «Солнце на нашей родине заставляет кричать даже камни» (арабская); «Весной не останавливается в русле река, а зимой - в поле» (киргизская). Творческие работы учеников дали возможность оформить самодельные книги «Богатство подводного мира», «Природные зоны России», «Природа Якутии», «Животный мир материков», «Песни о географии».

Человеком завтрашнего дня считается тот, кто научится учиться, кто, овладев знаниями, способен к самостоятельному и инициативному решению проблем в различных сферах жизни. В.Н. Сухомлинский писал, что на уроке «учитель на уроке не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя». Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, ощущения, возбуждая чувства и мысли, а так же позволял активизировать интерес ученика к географии или способствовал развитию такого интереса.

.

Литература

Концепция модернизации российского образования до 2010 года. Концепция Государственной Программы развития образования Республики Саха (Я). Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. – М. Московский Лицей – 1996. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М. Высшая школа – 1991. Матрусова И.С. Методика обучения географии в средней школе. – М. Просвещение – 1985. Максаковский В.П. Новые взгляды на географическое образование. – М. Просвещение – 1996. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М. Просвещение – 1989. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М. Просвещение - 1991. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М. Просвещение – 1989.

12.04.2017 16:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП