СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современной начальной школе особо остро встает вопрос формирова ния языковой и речевой компетенции учащихся. Одним из путей решения данной проблемы видится, на наш взгляд, усвоение знаний о связном тексте, о законах его построения. Не обходимо научить младших школьни ков устанавливать логику объедине ния предложений в текст, их взаимо связь и взаимообусловленность. Для овладения закономерностями построения текста учащиеся должны знать основные виды связей между предложениями: цепную и параллель ную, уметь выделять средства связи: местоимения, синонимы, повторы слов, союзы, научиться анализировать их в готовом тексте и использовать при построении собственного [3]. Со многими лексикограмматиче скими средствами связи школьники знакомятся еще во 2м и 3м классах, однако это знакомство часто ограничи вается рассмотрением только грамма тических функций существительного, местоимения, глагола. При изучении этих частей речи не разъясняется их роль в структуре связного текста, а ведь именно текст объединяет все элементы языка в определенную стройную систему. В тексте все язы ковые единицы представлены в прису щем им окружении, а кроме того, они приобретают новую окраску, новые текстообразующие функции. Незнание этих функций приводит к неумению использовать их в самостоя тельной речевой деятельности. В ре зультате при построении связного высказывания учащиеся делают мно гочисленные ошибки: неверно упо требляют местоимения, синони мы, не соблюдают единство времен ных форм глагола и т. д. Целью работы по данному разделу русского языка является усвоение учащимися такого категориального признака текста, как его структурная целостность. Он напрямую связан с тематическим и смысловым един ством, поскольку представляет форму их реализации. Обучение целесообразно строить, опираясь на функциональный поход, что позволяет осознать сначала семантику языковой единицы, а затем форму, в которую заключен смысл данной единицы. Учитывая психологические особен ности младших школьников, их умственные возможности, а также следуя дидактическому принципу доступности обучения, мы адаптирова ли теоретический материал к услови ям начальной школы. Для большей доступности рекомендуем вводить по нятия о видах синтаксической связи в форме опорных схем (см. с. 17). Цепной называется такая связь, при которой содержание каждого последу ющего предложения включает в свой состав слова из предыдущих предло жений. При цепной связи предложения нельзя поменять местами, так как они выстроены в логической последо вательности и связаны друг с другом определенными лексическими сред ствами – например, когда одни слова употребляются вместо других. Заме нителями могут быть местоимения; отдельные слова, повторяющиеся в тексте; синонимы; антонимы; наре чия; союзы. Одновременно следует уточнить функции данных частей речи. К при меру: местоимение – это такая часть речи, которая употребляется вместо имен и может связывать предложения в тексте. Параллельной называется такая связь предложений в тексте, при кото рой предложения строятся примерно одинаково (синтаксический парал лелизм).
© 2015, Сеифова Эльзара Зодиевна 559