СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чтение как универсальная деятельность младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методике начального обучения чтениюсамыми распространенными определениями этого процесса являются следующие:«Чтение. 1. Процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуко/вую речь, ее понимание. Чтение — вид речевой деятельности. 2. Учебный предмет вначальных классах.»1. Современный словарь-справочник добавляет к этимключевым позициям новое определение:«Чтение,общение — это творческий, личностно-ориентированный вид деятельности,позволяющий читателю самостоятельно ицелесообразно строить для себя один изважнейших формирующих его социумов, вкотором роль ведущих собеседников вы/полняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предло/женный ему книгой накопленный человеческий опыт и с его помощью строить себя:просвещаться, воспитываться, развиваться».Перекодирование записанной речи в звуковую с целью понять автора чужой речи, т.е. начать с ним общаться, при этом совершенствовать себя — это действительно основа процесса чтения. Однако, с нашей точки зрения, значимых аспектов чита/тельской деятельности младшего школьни/ка может быть выделено больше, их осмыс/ление учителем обеспечит результативность освоения чтения в начальной школе.В соответствии с требованиями Феде/рального государственного образовательного стандарта начального общего образования чтение рассматривается как универсальное учебное действие, в процессе обучения предлагается ввести как основнойпредмет «литературное чтение», так и дополнительный предмет «Чтение: работа с информацией». По сути, это справедливоевозвращение классического подхода к учеб/ной дисциплине, который был предложен К.Д. Ушинским: разделение «делового» и«художественного» чтения. В «деловом»варианте чтения статей, очерков, докумен/тальных рассказов и других познаватель/ных текстов мы вычерпываем нужную информацию и осознаем ее. «Художественное» чтение определяет направление рабо/ты над литературными произведениямиразных жанров: сказками, стихами, басня/ми и т.д. В традициях отечественной мето/дической научной школы мы учимся «чи/тать — думать, читать — чувствовать, читать — жить».Чтение как универсальная деятельность младшего школьника Г.М. ПЕРВОВА,доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей педагогики и образовательных технологий, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 1 В квадратных скобках указан номер работы и страницы в ней из списка «Использованная литература».

Чтобы конкретизировать программу формирования читателя от I до IV класса,рассмотрим смену приоритетных аспектовчтения по классам. Первый этап освоения чтения — период обучения грамоте.Не существует единойконцепции первоначального чтения. Исследователи отмечают самый легкий иестественный (природосообразный) путьнаучения чтению — самообучение(М.Р. Львов). Мы наблюдали в детском саду «Эврика» (г. Тамбов), как воспитанники предшкольной группы читали Букварь Д.И. Тихомирова и Е.Н. Тихомировой, переизданный в 2000 г. на основе книги 1909 г. «Азбука «Золотые страницы».Книга для обучения чтению Тихомировыхиздавалась более 160 раз, что объясняетсяпростотой и доступностью изложенияматериала. Современная книга имеетбольшой формат, компьютерный дизайн.Перелистывая ее, малыши рассказываютсодержание развивающих картинок, пере/числяют изображения на предметных кар/тинках, находят в подписях к ним знако/мые буквы, сливают их в простые слоги:ау, уа, ам, ум, ма!ма, му, Ма!ша, шум, мал,ма!ла.Так начинается интуитивное сло/гослияние в слова, чтение слов, а затем ибукварных текстов. В течение предшколь/ного года 14 детей в группе воспитателяМ.И. Медведевой сами обучились грамоте,т.е. первоначальному чтению слогами исловами. Они занимались с книгой почтивсегда самостоятельно, так как были обучены воспитателем грамотному «разговору» с незнакомой книгой: рассматриваниюкниги по правилам (Н.Н. Светловская),описанию иллюстрации, предвосхищениюсодержания, называнию звуков при видебукв, интуитивному слиянию звуков —букв в слоги и слова.Самообучение чтению методом интуитивного звукослияния при раскодированииграфических знаков сегодня (да и ранее) —довольно частое явление в семьях, где читают книги, где ребенок приучен рассматри/вать рисунки и надписи. Если буквы заложены в память уже в три-четыре года и хочется играть в то, как они «дружат» междусобою, к пяти годам, как правило, рождается читатель. Школьный метод обучения грамоте —звуковой аналитико/синтетический — состоит в разложении звучащей речи на произносительные единицы: из рассказа выбираем предложение, которое делим на слова, нужное для изучения слово разделяем на слоги,слог — на звуки. Новый звук характеризуется (гласный — согласный, звонкий — глухой,твердый — мягкий), обозначается буквой, азатем происходит обратный анализу процесссинтеза: из букв рождается слог, слоги соеди/няются в слова, из слов рождаются словосо/четания и предложения, которые составятсвязный текст (В.Г. Горецкий и др.).Так протекает учебное чтение — периоднесовершенного, медленного прочитыва/ния слов. В процессе учебного чтения учитель следит за правильностью и осознан/ностью, наращивает «поле чтения»: ученикначинает видеть все рядом стоящие едини/цы речи в совокупности.Самое сложное в период учебных чита/тельских действий — освоить позиционныйхарактер звукослияний при чтении слов. Большое время занимают объяснения, как действуют друг на друга рядом стоящиезвуки и буквы, чем они различаются. В помощь школьникам специалисты разрабатывают упражнения, направленные на формирование навыка чтения: «Читалочка» Л.Ф. Климановой, «Подскажи словечко»,«Помогайка» О.В. Джежелей и др.Период обучения первоначальному чте/нию можно рационализировать: объединивв группы «похожие» буквы и звуки, применить блочно-модульное обучение, ускоритьпроцесс (Л.С. Сильченкова); известен на/учный вариант интегрированного обучениячтению/письму (Н.Г. Агаркова). Вариатив/ное обучение первоначальному чтениюпредлагают и другие специалисты.Общая особенность всех форм обученияпервоначальному чтению состоит в том, что это подготовительный этап читательской деятельности. Дистанция между чтением первоклассника (дошкольника) и квалифицированного читателя (педагога) так велика,что ребенок подозревает: ее долго надо преодолевать. Взрослые (учитель, родители) в этот период не должны оставлять ученика струдностями один на один. Н.Н. Светлов/ская совершенно справедливо советует применить в I классе методику разделенной де/ятельности: ученик самостоятельно читаетбукварь («Азбуку») и прописи, рассматрива/ет детские книги и устанавливает их содержание по иллюстрациям, а учитель берет насебя труд по первичному прочтению текстадоступных детских книг. Сотрудничество —задание образца, — совместная читательскаядеятельность составляют специфику перво/го этапа становления читателя. Переход на способ чтения целым сло/вом знаменует второй этап читательской деятельности — начальный. Это самый ответственный (переломный) этап для формирования мотивации чтения. Учительставит цель чтения, он же вместе с библио/текарем предлагают круг чтения, обучаютчитательским действиям. Так складывает/ся схема читательской деятельности илитип правильной читательской деятельнос/ти. Конечным компонентом этой схемыстановится желание обращаться к чтениюкниг без принуждения.На подготовительном и начальном этапах формирования читателя важно сохра/нить идею, что чтение — это игровая деятельность, а впоследствии время от времени этот миф поддерживать. Позволяют играть младшим школьникам определенныевиды книг и текстов, например, книги/иг/рушки и игры, книги/театр, рассказы, кар/тинки, раскраски, самоделки; игровые уп/ражнения помещены в пособия Л.Ф. Кли/мановой: продолжая традицию «щадящего»чтения, методист помещает в хрестоматиитекст, в котором некоторые слова замененырисунками, просит прочесть предложения,в которых слова «спрятались» в половинкибукв, в ребус или другую головоломку.Детская литература предлагает множествоигровых текстов. Есть тексты/загадки, вро/де сказки Л. Петрушевской «Пуськи бя/тые», в которой по форме слова надо дога/даться о его значении и «сочинить» пра/вильную, понятную русскоязычному чита/телю сказку. Одни поэты пропускаютсмежные рифмы (Д. Хармс, Н. Гернет,«Очень/очень вкусный пирог»), а другиестараются запутать читателя, предлагая«обманные» рифмы (И. Гамазкова). Подо/брать в авторской литературе и в устном на/родном творчестве такие тексты не состав/ляет труда. Главное, чтобы они убедили на/чинающих читателей, что читать — инте/ресно, что чтение — занятие занимательное.С игрой тесно связана исполнительскаядеятельность как еще одна разновидностьтворческого чтения: конкурсы выразитель/ного чтения, исполнение текста по ролям,драматизация, исполнение стихов, поло/женных на музыку как музыкальных про/изведений: тихое пение колыбельных песени хоровое выкрикивание закличек, бардов/ское исполнение текстов Б. Окуджавы,О. Митяева, В. Высоцкого и др.Что еще является двигателем процессачтения? Мы спрашиваем об этом у обучаю/щихся каждый год: зачем вы читаете? Дватиповых ответа получаем в результате: что/бы хорошо учиться (учебный мотив) и что/бы больше знать (познавательный мотив).Почему вы читаете? Потому что интересно.На этих естественных желаниях учащихсяи надо строить читательскую деятельностьво II классе.Чтение как познавательная деятель/ность содержательна и многопроблемна.Педагогу следует направлять внимание нажанр произведения (что читаем?), на раз/личные темы (о чем читаем?) и идеи (чтоузнали?), на структуру сюжета и образов (счего началось? Что далее произошло? Ка/кое событие главное? Чем закончилось?Почему так поступал герой?), на главноедействующее лицо (каков герой?) и детали(о чем говорит это слово?).Актуализируют чтение проблемныевопросы: какую задачу мы решили, читаяэтот рассказ? Чем нам интересно это сти/хотворение? Почему полезно читать басни?«Сказка — ложь, да в ней намек: добрым мо/лодцам урок». Какой урок добрым молод/цам и красным девицам дает эта сказка? Чтение как познавательная деятель/ность требует формирования умений де/лить текст на части, выделять главное вкаждой из них и в соответствии с главноймыслью озаглавливать части словами изтекста. Такая работа над композицией текс/та позволяет освоить логику повествования,не пропустить существенное содержание исредства его выражения, т.е. вычерпать информацию из произведения в полной мере.Это касается и деловой (документальной,научной) информации статьи и художественной (поэтической, прозаической) информации рассказа, стихотворения.Познавательное чтение— период освое/ния типовых читательских действий, типовых вопросов по любому тексту, поэтомумы и говорим о типе правильной читатель/ской деятельности второклассников.В III классе к этому понятию добавитсяслово самостоятельное. Руководство чте/нием со стороны педагога становится менееочевидным, так как ученики овладели на/выком правильного, беглого (свыше 60слов), осознанного и выразительного чте/ния. Позиция учителя как квалифициро/ванного помощника начинающего читателяменяется на позицию посредника между автором и учеником,читателем. Автор текс/та — взрослый незнакомый человек, который и жил то в прошлом, а то и позапрошлом веке, он написал так, что тебе надо понять, почему следует прочесть его текст. Тут и нужен посредник, педагог, переводчик со взрослого языка на детский, комментатор трудных исторических и языковыхпластов текста. Учитель — тот, кто обеспечит результативность типа правильной са/мостоятельной читательской деятельности.Как видим, в III классе наступает акти/визация чтения/общения. Чтение текстоврассматривается как коммуникативнаяпознавательная деятельность, что позволя/ет констатировать: наступил основной этапчитательской деятельности.Реализуя коммуникативную функциючтения, особенное внимание на этом этапеуделяется авторам читаемого: их фамилиизаносятся в читательский дневник, печата/ются как словарные карточки, вывешива/ются памятки/формулы («название произ/ведения = фамилия автора + заглавие»). ВIII классе учащиеся записывают краткуюбиблиографическую карточку книги: Дра!гунский В.Ю.Денискины рассказы. М.: Дет.лит., 2010. 97 с. — и подчеркивают то, чтонадо запомнить.Самое распространенное упражнение почтению в III классе — «разговор» с автором,поиски оригинальных авторских оборотовречи, ремарок о героях, чтение слов автораи персонажей по ролям, определение авторского отношения к изображаемому. Автор для третьеклассника — знакомый незнакомец, далекий во времени и пространстве человек, который должен стать близким. Вот почему очень важным для учителей началь/ных классов — искусное рассказывание обавторе: строгий отбор фактов из биографии,их воспитательная направленность, показярких положительных черт личности. Несухая справка из энциклопедии, а живая душа, болеющая за читателя, есть детский писатель. Если не нашлось такого материала описателе, лучше не говорить ничего. Писатель сам раскроется в тексте: кого он ценити за что, а кого не любит и почему.Чтение как общение с автором развивает речевые умения учащихся. Постановкавопросов, пересказ, поиски нового слова,составление тематического словаря, наконец, авторские уроки внеклассного чте/ния — все способствует развитию комму/никативного аспекта чтения.На основном этапе становления читате/ля перед младшими школьниками начинаетраскрываться в полной мере значение чтения как эстетической деятельности. Опытэстетического восприятия художественного произведения накапливается у учащихсяв основном с подачи взрослых, но и в самостоятельном чтении после того, как научились выразительно читать доступную прозу, заучили несколько стихотворений и поучаствовали в конкурсах выразительногочтения. Эстетические чувства сопереживания героям, дискуссии об их поведении,подтвержденные цитированием (выборочным чтением), фантазирование своей вер/сии сюжета, словесное рисование портретов персонажей, пейзажей, интерьеров идр. — такой набор творческих заданий вы/ражает возможности чтения как эстетиче/ской деятельности учащихся.Если осуществлять поэтапное системное формирование читательских умений в I–IV классах, то работа с книгой и текстомкак учебным материалом может быть освоена на высоком и достаточном (базовом) уровне, что было не однажды проверено в практике школы. При этом задача учителя — распределить постепенное включение аспектов читательской деятельности в урок в той последовательности, которая уже апробирована как результативная, именно: чтение как учебная речевая, познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность.Такой подход позволяетученикам поэтапно и полноценно освоитьпсихологически сложный, творческий, ин/теллектуально/чувственный вид деятельности, каким является чтение. Концепция поэтапного усложнения тре/бований к читательской компетентностимладшего школьника неоднократно проверялась нами в тамбовских общеобразова/тельных школах, в лицеях и гимназиях, вобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов. Были выработаны следующие критерииоценки читательской деятельности младших школьников:— наличие продуктивных способов и качественного навыка чтения;— сформированность программных чи/тательских умений в работе с текстом;— читательская самостоятельность в ра/боте с книгой;— полноценное (близкое к эстетическо/му) восприятие художественных произве/дений и освоение научно-познавательныхтекстов;— наличие читательского кругозора, т.е.литературоведческих представлений о про/изведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения. Каждый из критериев имеет набор показателей, характерных для этапов обученияпо классам. За пять лет обучения (год предшкольной и четыре года школьной подготовки) обучающийся получает представление о нравственно-эстетическом богатстве литературы как искусства слова иметапредметное умение читать. Во второмполугодии IV класса были проведены заме/ры читательской компетентности младшихшкольников по следующим параметрам:1. Замеры способов и навыка чтения.Учащиеся владеют пятью основнымиспособами чтения:— фразовым чтением — 70 %;— словосочетаниями — 10 %;— целыми словами — 20 %;— результативно читают про себя —100 %;— поисковым (выборочным) способомпо заданной проблеме — 92 %.Четвероклассники обнаружили следую/щие качества навыка чтения:— правильность — 76 % (ошибочное чтение незнакомых слов, неверные ударения,перечитывание сложных слов);— беглость — 100 % (читали от 75 до 135 слов в минуту);— осознанность — 100 % (проверяласьответами на вопросы);— выразительность — 88 % (фиксирова/лось повышение и понижение голоса, выде/ление голосом главных слов, наличие вер/ных пауз).2. Замеры читательских умений в рабо!те с текстом:— ставят цель чтения — 88 % учащихся;— пересказывают текст полно —92–100 %;— выборочно — 92–98 %;— кратко — 82–84 %;— выделяют главные (ключевые) словав тексте — 84 %;— находят образные обороты речи(слова в переносном значении, тропы) —84 %;— формулируют идейный смысл произведения: самостоятельно — 88 %; по наводящему вопросу — 12 %.3. Замеры читательских умений в рабо!те с книгой:— используют метод чтения — рассмат/ривания книги — 100 % учащихся;— пользуются библиотекой — 100 %;— выбирают книги разными способа/ми — 100 %;— составляют рассказ о прочитаннойкниге — 100 %;— составляют аннотацию — 92 %;— называют от двух до пяти мотивов чтения (учебные, познавательные, развива/ющие, досуговые, личностные мотивы) —100 %;— проявляют читательскую самостоя/тельность в целом — 86 %;— признают, что их заставляют читатьвзрослые (учитель, родители), — 14 %.4. Замеры полноценного восприятия ли!тературного произведения:— отвечают на вопрос, «о чем произведе/ние», — 100 % учащихся (в начале урока от/веты фиксируют тему произведения, в кон/це — идейный смысл);— последовательно передают события(сюжеты, факты, фабулу) — 96 %;— характеризуют героя (образ — персо/наж представляют по плану: портрет, поступки, речь, отношения) — 92–100 %;— разбивают текст на части и озаглавли/вают их преимущественно словами из текста (работают над композицией и языкомпроизведения) — 92 %;— выделяют главную мысль в тексте (цитируют, находят слова автора, выражающие идею) — 96 %;— формулируют главную мысль самостоятельно, своими словами — 88 %.5. Замеры читательского кругозора (ли!тературных представлений):— называют фамилии известных поэтовза 3–5 минут;— называют отечественных и зарубежных сказочников прошлого и настоящеговремени (от 12 до 20 фамилий);— знают народные и авторские сказки,приводят примеры;— называют жанры произведений, вкоторых действуют животные: сказки,басни, рассказы, стихотворения, приводятпримеры;— называют любимые темы чтения ижанры (от 8 до 15);— называют прочитанные и выученныенаизусть произведения по памяти (от 5 до 20).Замеры проводили учителя начальныхклассов лицея No 29 г. Тамбова Л.Д. Поли/карпова, О.И. Бочарова, Л.В. Грищенко.Таким образом, дидактические факты иих научное осмысление позволяют утверж/дать, что чтение должно восприниматьсяучителем и обучающимся как основной предмет в начальной школе. Чтение — это труд и удовольствие, совокупная речевая,познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность, сотворчество с авторами книг, сотрудничество с учителем,процесс приобретения социально-нравственного опыта, возможность «строить себя», создавать в себе личность.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Львов М.Р. Словарь/справочник по методи/ке русского языка: Учеб. пос. для студентов. М.,1988.2. Светловская Н.Н., Пиче!оол Т.С. Наука ста/новления личности средствами чтения/общения:Словарь/справочник. М., 2011.3. Первова Г.М.Формирование читательскихумений и навыков в начальных классах. Тамбов,2007.4. Первова Г.М.Проверочные работы по чте/нию в начальных классах: Метод. пос. в помощьучителю. М., 2006.5. Первова Г.М.Читательская компетент/ность младших школьников: Матер. из опыта ра/боты областной экспериментальной площадки МОУ «Лицей No 29» г. Тамбова. Тамбов, 2008.

Статья взята с сайта : https://n-shkola.ru/archive/viewarticle/5

Автор статьи :

Журнал "Начальная школа"

13.01.2020 09:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей