СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Модель организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования
на 2011-2015 годы
Пояснительная записка
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
· улучшить условия для развития ребенка;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и других.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
В школе намечены следующие мероприятия для создания системы внеурочной деятельности:
· разработка Положения о внеурочной деятельности;
· разработка программ внеурочной деятельности;
· материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
· информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
· составление расписания внеучебной деятельности для учащихся.
Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
· развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения в социуме.
Описание модели
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, педагог организатор).
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Солнышко» при МБОУ СОШ №83.
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).
Кроме этого, мы вправе использовать программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку различного уровня:
- педагогического совета школы;
- школьного методического объединения учителей-предметников;
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, группы продлённого дня.
Направления внеурочной деятельности
В МБОУ СОШ№83 внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
- духовно-нравственное;
- спортивно-оздоровительное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное;
- социальное;
Класс Направления |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Всего |
Духовно-нравственное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Спортивно-оздоровительное |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Общеинтеллектуальное |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Общекультурное |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Социальное |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Итого: |
10 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Организация внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности |
Виды внеурочной деятельности |
Классы |
Кто реализует |
Духовно-нравственное |
Духовно-нравственная программа внеурочной деятельности: подпрограммы «Я- гражданин России», «Моя клумба», «Уроки нравственности». |
1-4 |
Учитель начальных классов |
Программа кружка «Уроки мастерства» |
1-4 |
Руководитель кружка Худобина Л.В. |
|
Программа кружка «Мастерица» (бисероплетение) |
2-4 |
Руководитель кружка Маслова О.П. |
|
Походы и экскурсии по родному городу |
1-4 |
Учитель начальных классов |
|
Встречи с ветеранами ВОВ, труда, участниками боевых действий в «горячих точках |
1-4 |
Учитель начальных классов |
|
Программа кружка «Кружевница» |
4 |
Руководитель кружка Лычагина Е.В. |
|
Спортивно-оздоровительное |
Программа кружка «Олимпийские резервы» |
1-4 |
Учитель физической культуры Лынов М.А. |
Программа кружка «Бадминтон» |
2-4 |
Учитель физической культуры Зайцев Е.И. |
|
Участие в общешкольной «Декаде здоровья» |
1-4 |
Учитель начальных классов |
|
Спортивные игры и соревнования |
1-4 |
Учителя физкультуры |
|
Социальное |
Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Покорми птиц зимой» |
1-4 |
Учитель начальных классов |
Участие в городском экологическом конкурсе «Чистая планета» по сбору макулатуры |
2-4 |
Учитель начальных классов Педагог организатор Шевченко И.С. |
|
Работа кружка «Затейник», беседы ПДД, беседы «Мои права и обязанности», школа актива и т д. |
1-4 |
Руководитель кружка Шевченко И.С. Лидеры деткой организации «Неформат»школы |
|
Общеинтеллектуальное |
Участие в школьной научно-практической конференции |
3-4 |
Учитель начальных классов |
«Геометрия вокруг нас» |
1-3 |
Учителя начальных классов Чевычалова Н.Ю. Ивлева Л.А. |
|
«Занимательная грамматика» |
2 |
Учитель начальных классов Тюленева Н.Н. |
|
Участие в предметных неделях, олимпиадах |
2-4 |
Учитель начальных классов |
|
Общекультурное |
Программа кружка «Вокально-хоровой ансамбль» |
1-4 |
Руководитель кружка Брагина Е.Л. |
Кружок «Умелые ручки» |
2 |
Учитель начальных классов Ремизова С.И. |
|
Кружок «Домисолька» |
2 |
Учитель начальных классов Красунь О.А. |
|
Посещение музеев, выставок |
1-4 |
Учитель начальных классов |
|
Участие в конкурсах рисунков, декоративно-прикладного творчества. |
1-4 |
Учитель начальных классов |
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в две смены, с перерывом между сменами 1-2 часа, все кабинеты начальных классов располагаются на первом и втором этажах, имеется столовая, в которой будет организовано питание.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, малым спортивным залом ( тренажёрный зал) для занятий коррегирующей гимнастики «Олимпийский резервы», музыкальной техникой, кабинетом для занятий рисованием и бисероплетением, библиотекой, спортивной площадкой.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключены к локальной сети Интернет. Школа имеет 3 кабинета информатики. В них имеются 42 компьютера, проекторы, экран, интерактивная доска. Кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, мультимедийными проекторами и телевизорами. Имеется кабинет для группы продлённого дня.
Предполагаемые результаты
В ходе реализации внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:
© 2015, Чувашева Татьяна Юрьевна 889