СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные направления педагогики сотрудничества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных изменений. В ФГОС ДО изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности «деятельностный подход» и на ее основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира. Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.

Педагогика сотрудничества – это, прежде всего педагогическое творчество. Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество».

Сотрудничество - это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это ещё и способность через определённую систему принципов и методов организовать совместное творчество.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания.

  1. Педагогизация окружающей среды.

Цель детского сада — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

-Гуманно-личностный подход определяет:

-Новый взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность организованно – образовательной деятельности ;

-Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

-Новую трактовку индивидуального подхода;

-Формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе.

Следующее направление- дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

-Это рассмотрение содержания как средства развития личности. Совершенствование методов и форм образовательного процесса раскрывается в следующих дидактических идеях.

-Учение без принуждения – исключение из образовательно-воспитательного процесса методов принуждения. Принуждение – подрывает его веру в свои силы и разумность происходящего.

Еще одно направление - Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: детский сад, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит дошкольное образование в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической правильности и целесообразности.

Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. Педагогика сотрудничества рассматривалась ими как перспективное направление развития дошкольного образования и нашла отражение в современной Концепции дошкольного воспитания, разработанной лабораторией ВНИК «Школа» и НИИ дошкольного воспитания.

Основные идеи педагогики сотрудничества:

-Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении.

- Изменение условий и сущности усвоения знаний – осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.

Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие воспитателя на ребенка сменяется взаимным воздействием, при котором управляет не только воспитатель, но и ребенок.

Существует несколько характеристик технологий:

-По уровню применения: общепедагогическая.

-По философской основе: гуманистическая.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная. По организационным формам: индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

Целевые ориентации подразумевают:

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей.

Общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни.

Важной задачей педагога следует признать организацию сотрудничества между детьми. Этому может способствовать:

— отказ от постоянной и жесткой иерархии отношений, сотрудничество как существенный элемент отношений;

— выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора групповой деятельности;

— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения:

Существенными характеристиками организационной образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

1.Влюченность взрослого в деятельности наравне с детьми;

2.Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения );

3.Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);

4.Открытый временной конец организационной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.

1 этап: Необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интересе в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях. На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:

- поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей; - ориентация на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;

- проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы (серия бесед с использованием литературных произведений, из личного опыта);

- демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;

- непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.

2 этап: Осмысление предстоящих моделей сотрудничества. - Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. («Изготовление книги» - рисование страниц)

- Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. (По этому принципу действует производственный конвейер).

- Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата. (Подготовка к спектаклю: костюмы, декорации, роли)

3 этап: Сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

Технология сотрудничества осуществляется в:

- совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок»; - совместных играх;

- совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам;

- совместной творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);

- индивидуально-подгрупповой работе.

Результат:

- Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков.

- Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей.

- Положительная динамика результатов усвоения программного материала.

- Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость.

Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

09.01.2020 14:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП