СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогические взгляды Я.А. Коменского.
Он видел процессы воспитания и обучения взаимодополняемыми: считал дидактику теоретический основой образования, а обучение – теорией воспитания. Я.А. Коменский был сторонником универсального образования, дающего обучающимся познания во всех областях. Ставил в приоритет изучение языков, прежде всего, родного языка. В основу своего педагогического метода Коменский ставил естественность и упорядоченность самого процесса обучения.
Я.А. Коменский определил и обосновал дидактические принципы:
1. Принцип наглядности - «золотое правило дидактики», согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям.
2. Принцип сознательности - «ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком» - непременное условие усвоения учащимися материала - наличие у них интереса и внимания к учению. Коменский предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают; пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для учащихся, создавать приятную обстановку обучения, учителю быть доброжелательным и ласковым.
з. Принцип систематичности - точный порядок во всем, учебный материал должен излагаться систематизировано, нужно идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому, сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.
4. Принцип последовательности - изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими занятиями, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего. Развивать следует сначала понимание вещей, затем память, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.
5. Принцип доступности (посильности) - обучение должно соответствовать силам ребенка и его возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.
6. Принцип прочности - усвоение учебного материала посредством упражнения и повторения. Учитель должен показать образец, исправлять отклонения от него, не спешить в обучении, поэтапно осваивать элементы, а затем целое, подводить итоги.
© 2023, Кисиленко Елена Анатольевна 607