СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная технология в музыкальной деятельности как ресурс развития у дошкольников личностных качеств
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане музыкальному руководителю отводится особая роль - создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности; формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности. Решению этой основной задачи, способствует использование в работе эффективных образовательных технологий.
Образовательные технологии как инструмент, направленный на освоение содержания в рамках образовательного процесса. Выбирая педагогическую технологию, музыкальный руководитель должен ответить на три вопроса: каковы концептуальные основы технологии, на что она будет направлена и какие для этого необходимы условия? Многочисленные программы, методическая литература позволяют найти ответ на вопрос "что?", а вопрос "как?" и "с помощью чего?" остаются уделом поиска педагога практика. Вот почему проблема педагогических технологий в музыкальном воспитании является сегодня одной из самых актуальных.
В своей работе активно применяю технологию проектирования - это современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном.
Использование технологии проекта позволяет весь процесс подготовки и проведения сделать системным и дидактически обоснованным. Работая в одной команде с педагогами, в нашей практике сложились четыре взаимосвязанных этапа реализации творческого проекта.
Информационный этап предполагает только участие взрослых. Нам необходимо собрать и изучить материал по выбранной теме, отобрать художественный и музыкальный репертуар, адаптировать содержание к условиям педагогической работы с детьми. В результате рождается образ проекта, включающий детей, взрослых, родителей, окружающее пространство, временную последовательность событий. Критерием определения педагогической целесообразности материала является его развивающий эффект для ребёнка.
Этап разработки связан с планированием материала, распределением его по организационным формам (занятия: музыкальные, индивидуальные, интегрированные, тематические; самостоятельная деятельность в группе, дома; выполнение творческих заданий с родителями). Результатом данного этапа является программа реализации проекта и конкретное планирование.
Этап реализации - это сам проект, где дети знакомятся с содержанием, приобретают умения, накапливают социальный опыт. Концентрический принцип взаимодействия с содержанием является определяющим, он позволяет расширить границы личностного опыта ребёнка. Процесс погружения в содержание разворачивается на основе принципа эмоциональной драматургии.
Рефлексивный этап. Задача данного этапа - закрепление впечатлений детей. Это могут быть беседы с воспитателем, воспроизведение запоминающихся моментов на музыкальных занятиях (исполнение полюбившихся игр, танцев, песен, музыкальных произведений для прослушивания), оформление выставок детских рисунков. Использование художественного материала в самостоятельной деятельности дошкольников является хорошим показателем результатов проекта.
Проекты - это творческая, совместная деятельность педагогического коллектива единомышленников. Интересной была работа над проектами "Образы детства в музыке П.И.Чайковского"; "Сказка в музыке", это позволило сформировать у детей потребность в общении с высокохудожественной музыкой, обогатить его музыкальный опыт новыми впечатлениями, связав музыку с другими видами искусства (литература, живопись, поэзия). Реализация семейного проекта "Родные люди", целью которого было формирование духовно-нравственного, уважительного отношения к людям старшего поколения, способствовало повысить уровень общей культуры у детей и взрослых, укрепить культурные традиции семьи. Тема патриотизма актуальна и значима в работе нашего ДОУ, и проект "Песни военного времени" помог детям узнать, что музыка всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Познавательным для детей был творческий проект "Русская матрёшка" (приложение 1), в ходе которого дети познакомились с историей матрёшки как народным промыслом, активизировался познавательный интерес к истории России, народным промыслам.
Анализ работы показывает, что методика интеграции и вариативности применения технологии проектной деятельности позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Исходя из результатов исследования статистики поступающих выпускников ДОУ в Детскую школу искусств, можно сказать, что выпускники ДОУ (35%) ежегодно поступают в ДШИ, успешно обучаются, продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность в творческих кружках и коллективах.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе образовательных и развивающих технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
Литература:
1. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения" Пособие для руководителей и практических работников в ДОУ. Москва 2003г.
2. "Музыка в сказке" ( Через игру к совершенству) Москва 2000г.
3. Богояж.О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников" Москва 2014г.
© 2021, Тычкина Светлана Геннадьевна 383