СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами продуктивных видов деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Актуальные вопросы времени и потребности развития дошкольников в современном мире формируют условия для воспитания в каждом ребенке развитой гармоничной социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, а также гражданина России, сопричастного в будущем к развитию Родины и живущем для ее блага и процветания.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Что и обусловило выбор темы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами продуктивных видов деятельности»

Цель: практическое внедрение в работу с детьми разнообразных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Внедрение социокультурного системно-деятельностного подхода в образовательно-воспитательный процесс с целью формирования знаний о Родине предполагает включение каждого ребёнка в различные виды деятельности: учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую.

Национально-региональный компонент выступает одним из основных направлений данного опыта работы с детьми. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Перспективность опыта заключается в построении эффективной системы воспитательно-образовательной работы, обеспечивающей формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Нормативно-правовая база опыта

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, утвержден Президентом РФ 29.12.2012 года и вступил в силу с 01.09.2013 года.

ФЗ «Об образовании» является основополагающим нормативно-правовым актом в сфере образования, устанавливающим правовые, организационные, экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Данный закон вносит изменения в юридическую терминологию российского права.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)

ФОП ДО – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.

2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания

- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Ясли-сад №352 г. Донецка» (ООП ДО)

ООП ДО – это основной локальный нормативный документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса в учреждении. Программа спроектирована с учётом ФГОС и ФОП ДО, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Особое внимание в Программе направлено на:

- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительной, конструктивной и другой деятельности), музыкальной, чтения.

Научно-методическое обоснование. Теоретическая основа опыта

Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю., «Люблю мое Отечество. Сборник проектов». – М.: ТЦ Сфера, 2022.

В пособии представлен опыт работы по использованию методов совместных проектов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. интеграции всех образовательных областей и видов деятельности для реализации принципа самоценности детства как интереснейшего периода жизни.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2009.

В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на занятиях, во время игр. Предложен тематический план работы в старшей и подготовительных группах, примерные сценарии занятий и праздников.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.

В книге представлена система работы по патриотическому воспитанию дошкольников всех возрастных групп детского сада. Работа по воспитанию чувства любви к родному городу и родной стране распределена понедельно с учетом дидактических целей и возраста детей. Предлагаются различные формы работы по знакомству детей с родным городом и родной страной: беседы, целевые прогулки, дидактические игры, чтение художественной литературы и другие.

Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с Малой Родиной: Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2016.

Пособие содержит практико-ориентированный материал по приобщению старших дошкольников к Малой Родине на основе организации проектной деятельности. Использован тематический принцип подачи сведений об окружающем в форме разнообразных проектов, каждая тема которых содержит конкретный материал по истории, культуре, природе, труде города, края и страны.

Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

В данном пособии раскрыты воспитательные и образовательные возможности народной педагогики в процессе формирования личности ребенка, его качеств – доброты, милосердия, честности, трудолюбия, ответственности, скромности и др. Пособие помогает сформировать основы нравственного поведения дошкольников.

Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М.: Айрис-пресс,2009.

В пособии представлены эффективные методы и приемы социально-нравственного развития и воспитания детей. Приводятся развернутые конспекты занятий для старшей и подготовительной групп по темам: «Защитники Отечества», «Народные праздники», «Государственные праздники», «Город», «Народное творчество», «Настоящий друг» и др.

Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду/Сост. Ю.Е.Антонов, 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

В сборнике представлены различные сценарии проведения праздничных досугов, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. В сценариях использовались стихотворения современных авторов и поэтов военных лет, фольклорный материал.

Технология опыта

Проблема обучения дошкольников в области нравственно-патриотического воспитания с применением разных видов деятельности нашла отражение в трудах И.А. Кузьмина, Н.В. Алешиной, Г.В. Степановой, Н.П. Терентьевой, М.Б. Зацепиной, З.Ф. Аксеновой, М.Д. Маханевой и др.

При формировании опыта и проектировании хода занятий использованы как теоретические, так и методические принципы, подходы ранее указанных авторов, что призвано обеспечить органичное включение различных видов деятельности в образовательно-воспитательный процесс как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной развивающей деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в использовании современных педагогических технологий и продуктивных видов деятельности в области патриотического воспитания дошкольников, как средств, способствующих приобщению дошкольников к традициям и духовному наследию русского народа, формированию навыков и умений взаимодействовать в обществе, развитию личностных качеств и духовно-нравственных приоритетов будущих граждан страны.

Разработаны сборники занятий и досугов, картотеки познавательно-речевых и авторских дидактических игр для детей 5-7 лет патриотического содержания, консультации и рекомендации родителям по данной теме.

Образовательный процесс, организованный как многоплановый включает разные виды деятельности: познавательную, проектно-исследовательскую, проблемную, творческую, трудовую, социально-коммуникативную (партнерскую), интегрированную, художественную.

В основе каждой из них – продуктивная деятельность, которая способствует формированию умений и навыков детей, систематизации и усвоению их знаний, воспитанию духовно-нравственных ценностей и приобщению к традициям русского народа.

Образовательный процесс протекает в трех направлениях:

- систематическая работа с детьми в рамках обозначенной темы (проекты, занятия, игры, творчество, целевые прогулки, самостоятельная познавательная деятельность и др.);

- активная работа с семьями воспитанников (семейные экскурсии по городу, посещение театров и др., участие в патриотических акциях, творческих выставках ДОУ и группы, создание экспонатов для мини-музеев, участие в занятиях и развлечениях детского сада);

- просветительская работа с родителями (создание совместных познавательных видеороликов по теме опыта, консультации, рекомендации по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников).

Освоение нравственных норм детьми проходит в несколько этапов:

- познание нового, получение знаний с помощью словесных, практических действий, современных технических средств, книг и пособий в ходе организованной образовательной деятельности;

- развитие навыков и умений путем поисково-исследовательских действий (реализация познавательно-творческих проектов по патриотическому воспитанию), методом разрешения проблемной ситуации (игры-ситуации «Как я дома помогаю», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Вежливые слова», «Легко ли быть смелым?» и др.), средствами познания, партнерских взаимодействий, игр (д/и «Цветок добрых дел», «Тайный друг», «Назови сказку»), творчества (изготовление поздравительных открыток и стенгазет);

- закрепление приобретенных нравственных норм, знаний, умений и навыков в играх, творчестве, поиске новых нестандартных решений проблемных ситуаций, выводах и заключениях (просмотр и дальнейшее обсуждение мультфильмов, отрывков из сказок; организация игр в малых группах по раскрытию понятий «смелость», «доброта», «герой» и др.);

- применение ребенком умений и навыков, полученных ранее в ходе интегрированных занятий.

Формы организации взаимодействия дошкольников в рамках данной темы: парами, тройками, четверками и фронтальная.

В ходе работы над опытом были использованы современные педагогические технологии:

- проектная деятельность («Краски осени», «Мы помним, мы гордимся», «История одного дуба», «Народные умельцы»);

- технология «Детская журналистика», использовалась как в работе с воспитанниками (прием «интервьюирования», создание уголка «Юного журналиста», сюжетно-ролевые игры «Я журналист», «Интервью со звездой», «Что я знаю о Донецке»), так и во взаимодействии с родителями: выпуск журналов «Путешествие по городу Донецку», «Осень в городе», «Спорт - это здоровье»);

- технология «портфолио» (создание семейных портфолио по темам «Моя семья – моя гордость», «Семейные традиции»);

-ТРИЗ-технология (применение ТРИЗ-игр в образовательной и досуговой деятельности «Поезд Победы», «Моя Россия», «Семья», «Народные праздники»)

- ИКТ преимущественно использовалось при организации досуговой деятельности (мультимедийные презентации «Город, в котором я живу», «Флаг ДНР», «Традиции празднования Масленицы», «Мы едины – мы непобедимы!»);

- интерактивные технологии (игры «Богатыри земли русской», «Праздники нашей страны», викторины «Россия - Родина моя», «Природа родного края», «Путешествие по планете Земля», использование интерактивного пособия «Унидом»);

- технология коллекционирования («Гербарий», «Билеты – наша история», «Открытки «Памятные места Донецка», коллекция фотографий «Животные родного города)».

Результативность опыта

Наблюдается положительная динамика показателей познавательной, интеллектуальной и творческой активности дошкольников, растет интерес и желание участвовать в совместной работе.

Дошкольники интересуются русскими народными традициями, народными праздниками, историческими памятными событиями нашей Родины, проявляют живой интерес к краеведению: родному городу, памятным и культурно-историческим местам Донецка, природе России и родного края.

Формируются условия для самообразования и саморазвития личности каждого ребенка.

На заключительном (контрольном) этапе опыта с целью проверки эффективности разработанной и проведенной работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников через уточнение и пополнение знаний детей о родном городе и крае, была повторно использована методика Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. (Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007).

Анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующий вывод: исходя из полученных результатов видно, что у детей уровень культуры и духовности заметно повысился, у детей сформировались духовно-нравственные ценности: представление о семье, семейных традициях, уважение, доброта, забота о близких, расширились знания о народной культуре и традициях русского народа, дети совместно с родителями стали активнее проявлять гражданские чувства, участвовать в патриотических акциях, мероприятиях, посвященных защитникам Родины, стали совершать семейные прогулки по памятным местам города. У дошкольников формируется представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Выводы

В связи с реализацией ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое является одним из основных областей стандарта. В связи с этим возрастает актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях. Любое дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образовательной системы, ставит своей задачей формирование первичных представлений о мире у ребенка, об окружении, о социуме и о причастности к этому социуму, о неотъемлемости от своей Родины.

Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу необходимо начинать с раннего детства.

Основная цель заключалась в том, чтобы развивать интерес к своей семье, своим корням, своему роду.

В процессе работы в данном направлении в рамках опыта у детей и их родителей формировалось представление о том, что такое семья, о ее ценности и роли в жизни каждого человека, о роли и ценности семейных традиций, об уважении к своим предкам, у детей формировались гражданско-патриотические чувства, такие, как уважение и интерес к историческому прошлому русского народа, культуре, уважение к защитникам Родины и ветеранам, к важным датам в истории страны и родного края.

Расширялись представления о ближнем окружении и формировалось представление о Родине, чувство приобщения к ней, бережное отношение ко всему окружающему миру. Сам процесс работы над опытом способствовал развитию, раскрытию воображения и творческого потенциала каждого ребенка. А так же, что крайне важно совместная работа способствовала установлению контакта и тесной взаимосвязи воспитателя, родителей и детей, что дало свои положительные результаты в формировании нравственно-патриотических чувств и личностных качеств дошкольников.

Список рекомендованной литературы

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ Перспектива, 2009.

3. Гербова В.В, Комарова Т.С. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. – М.: Мозаики-Синтез, 2006.

4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2008.

5. Петрова В.И, Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36432.php

23.06.2025 15:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП