СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Реализация нового стандарта через проектную деятельность в обучении младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект по теме: «Реализация нового стандарта через проектную деятельность в обучении младших школьников"

Введение

Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.

Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Структура учебной деятельности

Деятельность участников проектного обучения

1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности

1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности

2. Учебные действия по достижению цели

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций

3. Учебный контроль

3. Контроль, коррекция

4. Оценка деятельности, рефлексия

4. Оценка деятельности, рефлексия

Проектная деятельность как средство развития личности

Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов, защита помогают школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.

Технология выполнения творческих проектов в начальной школе

Проектную деятельность школьников организуется с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.

Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенность содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности. Стараюсь так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Часто заинтересовать детей проектом помогает его название. («Зелёный пылесос», «Деревня - деревянный мир», « Необычное в обычном», «Держи карман шире», «Виртуальный музей моей семьи» и.т.д.)

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда ставится проблема перед учащимися, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Провожу мозговую атаку с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе, используя метод информационной поддержки, предоставляются учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформация, справочники, полезные электронные адреса и другие источники.

На технологическом этапе широко используется метод упражнений, т.к. идёт формирование у учащихся умений и навыков деятельности.

На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), организуется презентация, конкурс творческих работ.

Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и опыт, но и учатся кратко и правильно выражать свои мысли (творческая работа по развитию речи). Проводя расчёт себестоимости, учащиеся осваивают основы экономических знаний, отрабатывают умение составлять и решать задачи с величинами – цена, количество, стоимость. Обдумывая использование, необходимых для выполнения творческого проекта материалов, дети углубляют имеющиеся знания о богатствах родного края, задумываются об экологических проблемах.

Творческий проект в начальной школе – это самостоятельная (под руководством учителя) творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаю целесообразным использование метода проектов в образовательном процессе. В процессе проектной деятельности личность ребёнка развивается всесторонне, так как деятельность межпредметна, многофункциональна.

17.10.2015 18:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП