СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особое место в современном образовании отводится практическому содержанию и конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность направлена на приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции. Внедрение исследовательской деятельности обеспечивает формирование компетенций. Проблема компетентностного подхода в образовании связана с направлением общества на решение задач изменения и повышения уровня образованности обучающихся. Особенно остро она звучит сейчас в связи с изменением Российского образования и выполнением задач ФГОСа второго поколения. Обращается внимание на формирование ключевых компетентностей, включающих: формулировку вопроса, наблюдение, фиксацию и организацию данных, их первичную интерпретацию, презентацию результатов.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Так изучение курса «Окружающий мир» вносит большой вклад в развитие компетенций у младших школьников, в том числе и исследовательских.
Учебно-исследовательский метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. При организации обучения внимание уделяется развитию исследовательских умений таких как построение гипотез, планирование, организация наблюдения, сбор, обработка информации, сотрудничество.
Включение элементов учебно-исследовательской работы при изучении окружающего мира в начальной школе активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Для проверки компетенций на основе учебно-исследовательской деятельности у учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школы № 3 города Йошкар-Олы", изучающие курс «Окружающий мир» по программе Н.Ф.Виноградовой были составлены задания.
"Что нужно сделать теоретически и практически, чтобы выяснить причину невсхожести семян?" Для этого, надо было определить какими методами можно пользоваться и составить алгоритм исследования. При оценке этого критерия подсчитывалось количество шагов. Каждый верный шаг оценивался одним баллом.
Для проверки развития учебно-исследовательской деятельности учащихся было дано задание по самооценке деятельности с помощью ключа:
1-б. правильно выдвинута гипотеза;
2-б. правильно выдвинута гипотеза и составлен план;
3-б. правильно выдвинута гипотеза и составлен план, пытался вырастить семена фасоли, не получилось.
4-б составил план, гипотезу, вырастил фасоль, но не сделал вывод.
5-б составил план, гипотезу, вырастил фасоль, сделал вывод
Бланк заданий:
Ф.И. ученик |
Класс: |
1. Посадили в горшок семена фасоли. Почему они не выросли? |
|
2. Что нужно сделать, чтобы выяснить причину невсхожести семян? |
|
3. Составить план твоих действий по выращиванию фасоли из семени. |
|
4. Опиши результат выращивания фасоли из семени. |
|
5. Самоанализ: 1-б. правильно выдвинута гипотеза; |
|
2-б. правильно выдвинута гипотеза и составлен план; |
|
3-б. пытался вырастить семена фасоли, не получилось. |
|
4-б составил план, гипотезу, вырастил фасоль, но не сделал вывод. |
|
5-б составил план, гипотезу, вырастил фасоль, сделал вывод. |
При диагностике учащихся учитывалось: количество элементов планирования; умение работать по плану; умение делать выводы; подводить итоги исследования.
Обработка результатов сводилась к подсчету суммы баллов класса по каждому заданию и вычислению процента от максимально возможного количества. Помимо этого осуществлялось ранжирование учащихся по правильности выполнения задания с подсчетом процента каждого уровня (высокий, средний, низкий).
Если процент правильных ответов был меньше 59, то уровень сформированности исследовательской компетенции считали низким. От 89 до 60 – средний уровень сформированности исследовательских компетенций, от 90-100 – высокий уровень сформированности исследовательских компетенций.
Исследование компетенций проявлялось по четырем критериям. (Результаты исследования представлены на рисунке 1.)
Учебная деятельность по реализации планирования, которая требовала выполнение практического задания по исследованию. В контрольном классе 92,9% и в экспериментальном 75,44% от максимального количества.
Хуже результаты получились по первому критерию, умение правильно выдвигать гипотезы. В контрольном классе 32,9% и в экспериментальном 43,43% от максимального количества. В ходе проведенного исследования определено, что большинство учащихся экспериментального и контрольного классов выдвинули по одной гипотезе и только два ученика экспериментального класса выдвинули максимальное количество, 4 гипотезы, поэтому низкие показатели по данному критерию.
В экспериментальном классе по критерию умение планировать, осуществление исследования и в контрольном классе результаты примерно одинаковые. Однако процент от максимального возможного количества составляют 47,4% - контрольный класс и 56,6% - экспериментальный класс.
В контрольном классе значительно выше показатели по третьему критерию, чем по первому. По третьему критерию - 92,9%, а по первому критерию - 32,9%.
В экспериментальном же классе выше показатели по третьему критерию, чем по первому. По третьему критерию - 75, 44% и по первому критерию - 43,43%.
![]() |
Рисунок 1 - Уровень сформированности исследовательских компетенций младших школьников контрольного и экспериментального классов.
Анализ результатов экспериментального и контрольного классов показал одинаковую тенденцию сформированности компонентов учебно-исследовательской деятельности. Значительно выше проявился критерий "осуществления учебно-исследовательской деятельности и по реализации планирования".
Также ниже представлены темы уроков, по которым было разработано тематическое планирование уроков окружающего мира, включающее отработку отдельных элементов учебно-исследовательской деятельности младших школьников. (привлечение учащихся к проведению экспериментов, наблюдений, опытов, осмыслению их результатов, привлечение учащихся к деятельности по планированию исследования, самоконтролю результатов выполнения, работе с литературой по поиску информации.)
Тема урока: |
Формируемые элементы исследовательских компетенций. |
Сущность задания, направленного на формирование элементов исследовательских компетенций. |
"Условия роста и развитие растения" |
- Планирование; - Умение действовать по плану; - Самоконтроль |
Пронаблюдать за развитием семени фасоли (гороха, бобов). Заполни таблицу. |
"В некотором царстве. Царства природы. Бактерии. Гриб - какой он?" |
- Постановка гипотезы; - Планирование по осуществлению исследования; - Учебная деятельность по реализации планирования; - Самоконтроль проведенного исследования. |
Научно-исследовательский проект «Плесневые грибы на кухне». |
"Какие животные обитают на Земле" |
- Умение работать по плану. |
Подготовить рассказ о любом животном по плану. |
"Лесная аптека" |
- Умение работать с информацией (книгой). - Умение различать лекарственные расстения. |
-Чем же лекарственные растения отличаются от всех остальных? - Игра «Целители». (Приготовление фиточая) (- Составление алгоритма «Приготовь по рецепту». Построй алгоритм из заданных действий. |
"Птицы". |
- Постановка гипотезы; - Планирование по осуществлению исследования; - Учебная деятельность по реализации планирования; - Самоконтроль проведенного исследования. |
Научно- иссисследовательский проект "Оперение птиц". |
"Как измеряют температуру" |
- Умение работать по плану. |
По данному плану, нужно провести исследование. Результаты исследования записать в таблицу. |
"Живые барометры" |
- Умение работать с информацией (книгой). |
Кого мы можем назвать живыми барометрами? Подготовить рассказ о любом "живом барометре". |
"Про воздух."."Про воду." |
- Умение работать с информацией (книгой). |
Какое значение имеет воздух, вода для растений, животных, человека? |
"Водоемы" |
- Постановка гипотезы; - Умение работать с информацией. |
Провести наблюдение, исследование. "Мой аквариум, как экосистема водоема" |
Так на уроке "В некотором царстве. Царства природы. Бактерии. Гриб - какой он?" ученикам давалось домашнее задание. Провести исследование "Грибы на кухне".
Задачи исследования:
1.Изучить, что такое плесень, проанализировать научную литературу по данной проблеме.
2. Провести исследование по выращиванию плесени и изучению ее строения.
3. Проанализировать условия, необходимые для выращивания плесени и замедления ее развития.
Таким образом, в процессе проведения уроков и в заданиях во внеурочное время мы старались преподнести детям элементы учебно-исследовательской деятельности в целях повышения уровня компетенций младших школьников на основе исследовательской деятельности.
Для того, чтобы проверить эффективность сформированности компетенций младших школьников на основе учебно-исследовательской деятельности по окружающему миру во 2-м классе, с учениками экспериментальной и контрольной групп была проведена повторная диагностика, результаты которой были в дальнейшем сопоставлены с предыдущими результатами эксперимента. Повторная диагостика оценивалась по тем же критериям, что и первая. Блан повторной диагностики представлен ниже.
Бланк заданий:
Дата и время наблюдения (время, число, месяц) |
Описание места наблюдения ( выбери 2-3 места), глубина снега, в см |
||
1-е место наблюдения |
2-е место наблюдения |
3-е место наблюдения |
|
Результаты повторной диагностики представлены на рисунке 2 и 3
Рисунок 2 - Уровень сформированности исследовательских компетенций младших школьников (экспериментальная группа) на повторном этапе эксперимента
![]() |
Рисунок 3 - Уровень сформированности исследовательских компетенций младших школьников (контрольная группа) на повторном этапе эксперимента
Таким образом, можно отметить, что эксперимент выявил положительную динамику сформированности исследовательских умений учащихся экспериментального класса как по критериям в отдельности, так и по количественному распределению учащихся по уровням. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости перехода к активному использованию системно - деятельностного подхода, обеспечивающего компетентностное развитие учащегося.
© 2015, Москвичёва Маргарита Евгеньевна 1131