СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие компетенций младших школьников на основе учебно-исследовательской деятельности младших школьников по окружающему миру".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в современном образовании отводится практическому содержанию и конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность направлена на приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции. Внедрение исследовательской деятельности обеспечивает формирование компетенций. Проблема компетентностного подхода в образовании связана с направлением общества на решение задач изменения и повышения уровня образованности обучающихся. Особенно остро она звучит сейчас в связи с изменением Российского образования и выполнением задач ФГОСа второго поколения. Обращается внимание на формирование ключевых компетентностей, включающих: формулировку вопроса, наблюдение, фиксацию и организацию данных, их первичную интерпретацию, презентацию результатов.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.

Так изучение курса «Окружающий мир» вносит большой вклад в развитие компетенций у младших школьников, в том числе и исследовательских.

Учебно-исследовательский метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. При организации обучения внимание уделяется развитию исследовательских умений таких как построение гипотез, планирование, организация наблюдения, сбор, обработка информации, сотрудничество.

Включение элементов учебно-исследовательской работы при изучении окружающего мира в начальной школе активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.

Для проверки компетенций на основе учебно-исследовательской деятельности у учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школы № 3 города Йошкар-Олы", изучающие курс «Окружающий мир» по программе Н.Ф.Виноградовой были составлены задания.

"Что нужно сделать теоретически и практически, чтобы выяснить причину невсхожести семян?" Для этого, надо было определить какими методами можно пользоваться и составить алгоритм исследования. При оценке этого критерия подсчитывалось количество шагов. Каждый верный шаг оценивался одним баллом.

Для проверки развития учебно-исследовательской деятельности учащихся было дано задание по самооценке деятельности с помощью ключа:

1-б. правильно выдвинута гипотеза;

2-б. правильно выдвинута гипотеза и составлен план;

3-б. правильно выдвинута гипотеза и составлен план, пытался вырастить семена фасоли, не получилось.

4-б составил план, гипотезу, вырастил фасоль, но не сделал вывод.

5-б составил план, гипотезу, вырастил фасоль, сделал вывод

Бланк заданий:

Ф.И. ученик

Класс:

1. Посадили в горшок семена фасоли. Почему они не выросли?

2. Что нужно сделать, чтобы выяснить причину невсхожести семян?

3. Составить план твоих действий по выращиванию фасоли из семени.

4. Опиши результат выращивания фасоли из семени.

5. Самоанализ:

1-б. правильно выдвинута гипотеза;

2-б. правильно выдвинута гипотеза и составлен план;

3-б. пытался вырастить семена фасоли, не получилось.

4-б составил план, гипотезу, вырастил фасоль, но не сделал вывод.

5-б составил план, гипотезу, вырастил фасоль, сделал вывод.

При диагностике учащихся учитывалось: количество элементов планирования; умение работать по плану; умение делать выводы; подводить итоги исследования.

Обработка результатов сводилась к подсчету суммы баллов класса по каждому заданию и вычислению процента от максимально возможного количества. Помимо этого осуществлялось ранжирование учащихся по правильности выполнения задания с подсчетом процента каждого уровня (высокий, средний, низкий).

Если процент правильных ответов был меньше 59, то уровень сформированности исследовательской компетенции считали низким. От 89 до 60 – средний уровень сформированности исследовательских компетенций, от 90-100 – высокий уровень сформированности исследовательских компетенций.

Исследование компетенций проявлялось по четырем критериям. (Результаты исследования представлены на рисунке 1.)

Учебная деятельность по реализации планирования, которая требовала выполнение практического задания по исследованию. В контрольном классе 92,9% и в экспериментальном 75,44% от максимального количества.

Хуже результаты получились по первому критерию, умение правильно выдвигать гипотезы. В контрольном классе 32,9% и в экспериментальном 43,43% от максимального количества. В ходе проведенного исследования определено, что большинство учащихся экспериментального и контрольного классов выдвинули по одной гипотезе и только два ученика экспериментального класса выдвинули максимальное количество, 4 гипотезы, поэтому низкие показатели по данному критерию.

В экспериментальном классе по критерию умение планировать, осуществление исследования и в контрольном классе результаты примерно одинаковые. Однако процент от максимального возможного количества составляют 47,4% - контрольный класс и 56,6% - экспериментальный класс.

В контрольном классе значительно выше показатели по третьему критерию, чем по первому. По третьему критерию - 92,9%, а по первому критерию - 32,9%.

В экспериментальном же классе выше показатели по третьему критерию, чем по первому. По третьему критерию - 75, 44% и по первому критерию - 43,43%.

Рисунок 1 - Уровень сформированности исследовательских компетенций младших школьников контрольного и экспериментального классов.

Анализ результатов экспериментального и контрольного классов показал одинаковую тенденцию сформированности компонентов учебно-исследовательской деятельности. Значительно выше проявился критерий "осуществления учебно-исследовательской деятельности и по реализации планирования".

Также ниже представлены темы уроков, по которым было разработано тематическое планирование уроков окружающего мира, включающее отработку отдельных элементов учебно-исследовательской деятельности младших школьников. (привлечение учащихся к проведению экспериментов, наблюдений, опытов, осмыслению их результатов, привлечение учащихся к деятельности по планированию исследования, самоконтролю результатов выполнения, работе с литературой по поиску информации.)

Тема урока:

Формируемые элементы исследовательских компетенций.

Сущность задания, направленного на формирование элементов исследовательских компетенций.

"Условия роста и развитие растения"

- Планирование;

- Умение действовать по плану;

- Самоконтроль

Пронаблюдать за развитием семени фасоли (гороха, бобов). Заполни таблицу.

"В некотором царстве. Царства природы. Бактерии. Гриб - какой он?"

- Постановка гипотезы;

- Планирование по осуществлению исследования;

- Учебная деятельность по реализации планирования;

- Самоконтроль проведенного исследования.

Научно-исследовательский проект «Плесневые грибы на кухне».

"Какие животные обитают на Земле"

- Умение работать по плану.

Подготовить рассказ о любом животном по плану.

"Лесная аптека"

- Умение работать с информацией (книгой).

- Умение различать лекарственные расстения.

-Чем же лекарственные растения отличаются от всех остальных?

- Игра «Целители». (Приготовление фиточая) (- Составление алгоритма «Приготовь по рецепту». Построй алгоритм из заданных действий.

"Птицы".

- Постановка гипотезы;

- Планирование по осуществлению исследования;

- Учебная деятельность по реализации планирования;

- Самоконтроль проведенного исследования.

Научно-

иссисследовательский проект "Оперение

птиц".

"Как измеряют температуру"

- Умение работать по плану.

По данному плану, нужно провести исследование. Результаты исследования записать в таблицу.

"Живые барометры"

- Умение работать с информацией (книгой).

Кого мы можем назвать живыми барометрами?

Подготовить рассказ о любом "живом барометре".

"Про воздух."."Про воду."

- Умение работать с информацией (книгой).

Какое значение имеет воздух, вода для растений, животных, человека?

"Водоемы"

- Постановка гипотезы;

- Умение работать с информацией.

Провести наблюдение, исследование.

"Мой аквариум, как экосистема водоема"

Так на уроке "В некотором царстве. Царства природы. Бактерии. Гриб - какой он?" ученикам давалось домашнее задание. Провести исследование "Грибы на кухне".

Задачи исследования:

1.Изучить, что такое плесень, проанализировать научную литературу по данной проблеме.

2. Провести исследование по выращиванию плесени и изучению ее строения.

3. Проанализировать условия, необходимые для выращивания плесени и замедления ее развития.

Таким образом, в процессе проведения уроков и в заданиях во внеурочное время мы старались преподнести детям элементы учебно-исследовательской деятельности в целях повышения уровня компетенций младших школьников на основе исследовательской деятельности.

Для того, чтобы проверить эффективность сформированности компетенций младших школьников на основе учебно-исследовательской деятельности по окружающему миру во 2-м классе, с учениками экспериментальной и контрольной групп была проведена повторная диагностика, результаты которой были в дальнейшем сопоставлены с предыдущими результатами эксперимента. Повторная диагостика оценивалась по тем же критериям, что и первая. Блан повторной диагностики представлен ниже.

Бланк заданий:

Дата и время наблюдения

(время, число, месяц)

Описание места наблюдения ( выбери 2-3 места), глубина снега, в см

1-е место наблюдения

2-е место наблюдения

3-е место наблюдения

Результаты повторной диагностики представлены на рисунке 2 и 3

Рисунок 2 - Уровень сформированности исследовательских компетенций младших школьников (экспериментальная группа) на повторном этапе эксперимента

Рисунок 3 - Уровень сформированности исследовательских компетенций младших школьников (контрольная группа) на повторном этапе эксперимента

Таким образом, можно отметить, что эксперимент выявил положительную динамику сформированности исследовательских умений учащихся экспериментального класса как по критериям в отдельности, так и по количественному распределению учащихся по уровням. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости перехода к активному использованию системно - деятельностного подхода, обеспечивающего компетентностное развитие учащегося.

17.03.2015 19:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП