СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости в условия двуязычия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие орфографической зоркости в условиях двуязычия

 

Основной из задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания.

     Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.И.Тихомирова, В.А.Флерова, а также советских методистов и психологов – М.В.Ушакова, С.П.Редозубова, Л.К.Назаровой и особенно Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского.

     Основы правописания закладываются на самых ранних ступенях обучения, где есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей,  во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку, а в-третьих (я бы дополнила) дети разных национальностей.

      Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение (алгоритм).

     Поэтому, в своей работе мы затронули проблему наиболее типичных орфографических ошибок у учащихся – билингвов при письме и способах их устранения.

     Сложность данной проблемы заключается в том, что свободное владение русским, наравне с родным языком, возможно только тогда, когда в процессе преподавания русского языка у учащихся-татар будут предупреждены интерферентные ошибки.

      Цель работы – раскрытие способов и приемов устранения орфографических ошибок при письме у детей-татар.

     Для реализации данной цели была проанализирована методическая литература по данному вопросу:

  1. Ахременкова Л.А., «К пятерке шаг за шагом ил 50 занятий с репетитором», Русский язык, Москва, «Просвещение», 1995 г.
  2. Львов М.Р., В.Г. Городецкий, О.В.Сосновская, «Методика преподавания русского языка в начальных классах», Москва, Академия, 2000 г.
  3. Соловейчик М.С., «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения», Москва, Академия, 1997 г.

 

     Выявление наиболее типичных ошибок фонетического характера (влияние звуков родного языка), влияющие на произношение: [?] [?] [ ?] [?] [ ?] [ ?],

ударение,  явление сингармонизма, ошибки, обусловленные грамматическими нормами татарского языка (отсутствие категории рода, предлогов); ошибки в словоупотреблении, а также выявление диалектических особенностей в речи населения данной местности, замена звуков в речи ([к]-[х],  [с]-[ц],  [ф]-[п]).

     Во время работы были выявлены  и систематизированы способы устранения орфографических и грамматических ошибок на письме.

     Мы пришли к выводу, что работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития орфографической зоркости, которая  тесно связана с развитием фонематического слуха. Формируется он в дошкольном возрасте при восприятии речи окружающих. Так как наши дети слышат с детства татарскую и мордовскую речь, то здесь возникают трудности (несоответствие  произношения звука, а затем и написания).

     Поэтому мы с первых дней вводим в свою работу артикуляционные упражнения, фонетические зарядки, сказки, различные дидактические игры. Особое внимание уделяется ударению, так как в русском языке оно подвижно, а в татарском падает на последний слог.

     Доказано, что орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе разнообразных упражнений. Был сделан подбор упражнений.

     В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису.

     Формировать орфографическую зоркость и умение обнаруживать и распознавать орфограммы мы решили на каждом уроке русского языка, начиная его с «Орфографической минутки» (зарядки).

Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы.

     Она может выступить в роли справочника, опоры действий, средства запоминания, способа обобщений и т.п.

    Созданы таблицы, используются схемы-опоры, алгоритмы решения орфографических задач. У детей возникает потребность познать свойства русского языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.

 

29.12.2014 15:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП