СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие орфографической зоркости в условиях двуязычия
Основной из задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.И.Тихомирова, В.А.Флерова, а также советских методистов и психологов – М.В.Ушакова, С.П.Редозубова, Л.К.Назаровой и особенно Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского.
Основы правописания закладываются на самых ранних ступенях обучения, где есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку, а в-третьих (я бы дополнила) дети разных национальностей.
Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение (алгоритм).
Поэтому, в своей работе мы затронули проблему наиболее типичных орфографических ошибок у учащихся – билингвов при письме и способах их устранения.
Сложность данной проблемы заключается в том, что свободное владение русским, наравне с родным языком, возможно только тогда, когда в процессе преподавания русского языка у учащихся-татар будут предупреждены интерферентные ошибки.
Цель работы – раскрытие способов и приемов устранения орфографических ошибок при письме у детей-татар.
Для реализации данной цели была проанализирована методическая литература по данному вопросу:
Выявление наиболее типичных ошибок фонетического характера (влияние звуков родного языка), влияющие на произношение: [?] [?] [ ?] [?] [ ?] [ ?],
ударение, явление сингармонизма, ошибки, обусловленные грамматическими нормами татарского языка (отсутствие категории рода, предлогов); ошибки в словоупотреблении, а также выявление диалектических особенностей в речи населения данной местности, замена звуков в речи ([к]-[х], [с]-[ц], [ф]-[п]).
Во время работы были выявлены и систематизированы способы устранения орфографических и грамматических ошибок на письме.
Мы пришли к выводу, что работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития орфографической зоркости, которая тесно связана с развитием фонематического слуха. Формируется он в дошкольном возрасте при восприятии речи окружающих. Так как наши дети слышат с детства татарскую и мордовскую речь, то здесь возникают трудности (несоответствие произношения звука, а затем и написания).
Поэтому мы с первых дней вводим в свою работу артикуляционные упражнения, фонетические зарядки, сказки, различные дидактические игры. Особое внимание уделяется ударению, так как в русском языке оно подвижно, а в татарском падает на последний слог.
Доказано, что орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе разнообразных упражнений. Был сделан подбор упражнений.
В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису.
Формировать орфографическую зоркость и умение обнаруживать и распознавать орфограммы мы решили на каждом уроке русского языка, начиная его с «Орфографической минутки» (зарядки).
Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы.
Она может выступить в роли справочника, опоры действий, средства запоминания, способа обобщений и т.п.
Созданы таблицы, используются схемы-опоры, алгоритмы решения орфографических задач. У детей возникает потребность познать свойства русского языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
© 2014, Яруллина Динара Исхаковна 823