СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В юности, в основном, завершается формирование личности. Важнейшей психологической особенностью возраста является становление самосознания и устойчивого образа “Я”. Формирование этого качества является главным итогом переходного возраста. Одной из причин возникновения самосознания является противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний. Появление этих причин – закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе, т.е. самосознание.
Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических событий. Вместе с осознанием своей уникальности может возникнуть чувство одиночества. В целом юность счастливый возраст и уход в себя существует лишь у тех, кто имеет черты невротизма или кто предрасположен к нему. Учитель, зная эти особенности, может эффективно помочь таким детям, включая их в наиболее приемлемые и благоприятные для них формы общения.
В юношеском возрасте отчетливо видна направленность личности. Одни старшеклассники четко ориентированы на деятельность, умеют планировать и распределять свое время; другие живут главным образом воображением; третьи – пассивно плывут по течению, четвертые увлекаются всем понемногу. Педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но еще не взрослыми, информированными, но еще не компетентными увлекающимися, но еще не увлеченными. Некоторая поверхностность возраста – не недостаток, а возрастная черта юности.
Одним из важнейших факторов развития личности юноши была и остается семья. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяют его жизненный путь.
Более сложными и дифференцированными становятся отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании юноши ряд ипостасей: власть, распоряжающаяся поощрениями и наказаниями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг и т.п. Как правило, на первом месте у учащихся выступают такие качества учителя как способность к пониманию, справедливость, на втором месте – профессиональные качества.
В юношеском возрасте получает дальнейшее развитие переориентации в общении с родителей на сверстников. Школьный класс для юноши остаётся важным фактором развития. Отношение к коллективу и собственное положение в нем один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Но жизнедеятельность старшеклассника не ограничивается только жизнью класса. Наряду с возрастанием значимости коллективной дружбы резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Появляется потребности в любви и глубоком чувстве.
© 2018, Шурыгин Сергей Дмитриевич 348