СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные вызовы в экономической, социальной и политической жизни нашей страны оказывают свое определенное влияние на население в целом, а также на отдельные сферы жизни. Создание искусственного интеллекта, роботизация, развитие цифровой экономики – этими словами характеризуется Четвертая промышленная революция, которая затрагивает и сферу занятости. Будущее состояние рынка труда омрачено негативными последствиями революции: исчезновение мало-, средне- и высококвалифированных мест, рост безработицы, отпадет необходимость многих профессий, предъявляются новые требования к уровню образования и квалификации. Технологизация становится неотъемлемой частью рынка труда, которому необходимо быть способным адаптироваться под меняющиеся условия и достижения.
Молодые люди на рынке труда являются наиболее мобильной категорией работников. Необходимость анализа занятости молодежи и решения ее проблем обусловлена в первую очередь тем, что молодежь в сегодняшней России – это почти 18% от всего населения (порядка 26,6 миллионов человек), а во-вторых, именно молодежь является будущим страны, и по уровню ее образования, стартовых условий ее деятельности зависит последующее развитие любой сферы производства. С одной стороны, молодежь находится в более выигрышной позиции по сравнению с другими возрастными группами, поскольку она обладают различными ресурсами, в числе которых современное образование, здоровье, желание занять свою нишу на рынке труда и реализовать собственный потенциал, а с другой – она же является и более беззащитной и несостоятельной по отношению к ряду требований рынка труда и работодателей в силу отсутствия профессионального опыта и завышенных требований.
По данным Росстата (учет по методике МОТ), на конец 2016 года средний уровень безработицы по России составлял 5,5%, в то время как уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет – 6,4%. Если сравнивать с 2014 годом, то во всех трех группах (15-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет) количество безработной молодежи увеличилось на 7%. Данные ВНИИ труда свидетельствуют, что 30 % выпускников, которые на находят работу с достойной оплатой труда, работают не по специальности. Эксперты связывают эти тенденции с экономическим кризисом, который существенно повлиял на деятельность предприятий, а при сокращении объемом производства произошло и сокращение рабочих мест.
Трудовая социализация и адаптация молодежи, развитие профессиональных возможностей являются не только направлением политики государства, но и объективной проблемой современного общества. Представления молодежи о профессиях и состоянии рынка труда часто оторваны от действительности. Это проявляется в том, что решение о выборе профессии у современных выпускников учебных заведений часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей; а также в том, что молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные» и «выгодные». Все это свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения и низком уровне социально-трудовой адаптации. Из проблемы занятости молодежи непременно вытекает проблема профессионального самоопределения и становления человека, выбора его жизненного пути.
Таким образом, современная ситуация на молодежном рынке труда характеризуется нестабильностью, дисбалансом между требуемыми рынком труда профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях и запросами молодых людей. Поэтому, для современного российского общества проблема занятости и безработицы молодежи приобретает особое значение.
Профессиональная ориентация и профессиональный выбор
В настоящее время проблема профориентации в России приобретает особую актуальность в связи с экономическим кризисом, непростой политической ситуацией и реформированием системы образования РФ, в том числе введение профильного обучения в старших классах, которое направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Нельзя не учитывать и стремительное развитие инновационных технологий, которые непосредственно влияют на структуру рынка труда и диктуют новые условия и требования к работникам.
Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как «система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах». Выделяют следующие методы профориентационной работы в образовательном учреждении:
В настоящее время существует следующие формы профориентации – центры планирования карьеры (ЦПК), центры физико-математическоой подготовки, лицеи при политехнических вузах, гимназии общегуманитарной направленности и др. Перечисленные формы профориентации, обусловленные переходом школ на профильное обучение с доминированием двух-трех профилей (физико-математический, экономический, общеобразовательный), нацеливают выпускника главным образом на узкую предметную область. И если это совпадает со склонностями и запросами выпускника, то следует признать успешность профориентации за счет обучения в профильном классе.
В профориентационной работе в средних общеобразовательных учреждениях педагогам важно обращать внимание на существование нескольких отличных друг от друга типов личности и на своеобразие проявления их сильных сторон в учебной и внеучебной деятельности. В зависимости от типа выраженности и объема активности В.Н. Келасьев выделил пять типов учащихся:
1. Первый тип. Он характеризуется наличием высокой активности в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Здесь два фокуса выраженной активности (в учебе и во внеучебной работе), последний проявляется в увлечениях, развитых склонностях. Учащимся данного типа доступны очень многие виды труда и это наиболее легких тип учащихся в работе по профессиональному самоопределению. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь выявить сильные стороны, интересы и способности, а также содействовать дальнейшему развитию активности школьника и использовать имеющиеся уже формы в целях подготовки к выбору профессии.
2. Второй тип. Учащиеся данного типа обладают высокой выраженной активностью только в учебных видах деятельности и сосредоточены в основном на деятельности с преобладанием словесно-логических компонентов. Задача педагога – стимулировать процесс самопознания и путем вовлечения в другие виды деятельности расширять сферу их активности, распространять ее на другие виды деятельности, чтобы подготовка к выбору профессии проходила интенсивно и менее односторонне. В основе их активности может лежать трудолюбие и чувство ответственности. Учащихся данного типа можно ориентировать на поступление в учреждения среднего профессионального образования, необходимо знакомить их с различными видами профессий и раскрывать перспективы профессиональной карьеры.
3. Третий тип отличается выраженной активностью во внеучебных видах деятельности, то есть через самостоятельные занятия, увлечениях, развитых склонностях. Ученики имеют определенные увлечения, склонности к определенным видам труда, но в силу посредственной успеваемости они не могут ориентировать себя на продолжение образования. Чаще всего они не проявляют себя в учебной деятельности и их сильные стороны могут отчетливо не проявляться, тем самым определяя сложность профориентацинной работой с такими учащимися. Необходимо ориентироваться на их активности и интересы, но останавливаться только на одном виде деятельности, что является характерной отрицательной чертой данного типа. Необходимо раскрывать и узнавать те виды деятельности, в которых бы проявлялись увлечения и сильные стороны ученика.
4. Четвертый тип. Он характеризуется наличием удовлетворительной, но не выраженной активности как в учебной, так и внеучебной деятельности. Дифференцирует их прежде всего трудности при овладении учеными предметами. Интересы во внеучебной деятельности проявляются в повседневной активности, конкретных делах, поэтому не привлекают внимания учителя. Здесь необходимо, чтобы стихийный выбор профессии стал более осознанным и совершался с учетом склонностей. Данный тип учащихся является более сложным в работе по профессиональному самоопределению. Задача педагога – не только диагностировать интересы, но и способствовать их развитию.
5. Пятый тип. Обладает пассивностью в учебной и внеучебной деятельности. Такие ученики менее подготовлены к выбору профессии, поскольку у них не развиты интересы, и они отличаются социальной инфантильностью. У учащихся данного типа не может быть любимых предметов, не развиты и не выражены увлечения и интересы. Данная группа школьников наиболее сложна с точки зрения проведения мероприятий по профессиональному самоопределению.
Вышеуказанная типология представляется актуальной, поскольку в каждом классе есть учащиеся, относящиеся к тому или иному типу. Поэтому необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Касаткина Н.П. понимает профессиональный выбор как «целерациональную деятельность по самореализации и саморазвитию в соответствие с комплексом знаний и компетенций, нормативно-ролевыми, этическими принципами конкретных профессий и видов деятельности». В соответствие с данным понятие формирование профессионального выбора в системе «школа-вуз-рынок труда» определяется знаниями, компетенциями, навыками социальной активности, тем, что относится к накоплению человеческого капитала, зависящего от состояния и социального положения семьи, характеристик социальной среды (места проживания, доступности ресурсов, информации, образования и его качества)
В процессе профессионального самоопределения молодежи в данной системе можно выделить следующие периоды актуализации выбора: при завершении общего среднего образования; обучение в вузе и выпуск из него; первый год на рынке труда после окончания вуза. Профессиональный выбор впервые (в будущем этот выбор может изменяться) совершается в момент окончания средней школы (полной или неполной), и здесь он жестко связан с одновременным выбором следующей ступени образования.
Рощина Я.М. и Другов М.А. выделили факторы, влияющие на профессиональный выбор. По их мнению, часть факторов, определяющих выбор специальности, действуют на уровне общества в целом или на уровне региона, например, региональные особенности рынка труда, представления о престижности профессии, соотношение спроса и предложения, средний уровень заработной платы. Узнать, как влияют те или иные факторы на конкретного человека сложно, поэтому авторы на основе общих теоретических подходов, выдвинули предположение, что основными факторами будут:
Правильный выбор профессии влияет на самореализацию человека и его профессиональное становление в будущем. Для это необходимо, во-первых, правильно определить свои профессиональные склонности. Для овладения той или иной профессией человеку необходимо иметь определенные индивидуально-психологические возможности, соответствующие требованиям, предъявляемым профессией, а также состояние здоровья и отсутствие противопоказаний к занятию определенными видами деятельности. В этом случае он легко и быстро может овладеть избранной профессией и адаптироваться к длительной работе, добиваясь при этом высоких результатов. При несоответствии физиологических возможностей человека требованиям, предъявляемым профессией, он либо с трудом овладевает ею, либо добивается определенных успехов, но за счет перенапряжения собственных сил, что может привести к нервно-соматическим расстройствам, травматизму. Во-вторых, следует правильно оценивать свои реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры. В-третьих, нужно учесть конъюнктуру рынка труда и ее ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности. В-четвертых, нужно исходить из реальных возможностей получения образования.
При выборе учеником конкретной профессии он должен руководствоваться всеми вышеперечисленными положениями, а также как предлагает Е. А. Климов, при выборе профессии необходимо учитывать следующие обстоятельства:
Помимо перечисленных обстоятельств Е.А. Климов выделяет другие типы обстоятельств (второстепенные), которые учащийся может принять во внимание при планировании своего профессионального будущего и профессионального становления:
Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, школьнику необходимо проанализировать многие составляющие рынка труда и своих особенностей. Поэтому при выборе профессии и направления подготовки молодые люди сталкиваются с трудностями, основными причинами которых являются:
Для облегчения выбора профессии Министерством труда совместно с Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив и другими заинтересованными организациями был подготовлен «Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования». Справочник включает 1620 специальностей. В него в основном вошли сквозные профессии, то есть профессии включающие как узкую специализацию, так и взаимопроникновение различных областей знаний: IT-специалисты, станочники, работники сферы услуг, маркетологи. Кроме того, появились и новые профессии, например оператор оборудования пространственного моделирования (3D-принтера) в строительстве, инженер группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов, разработчик Web- и мультимедийных приложений и т.д. Одно из предназначений «Справочника» - применение при формировании перечней направлений подготовки. Предполагается, что он также будет являться ориентиром для образовательных организаций, чтобы было понятно, на какие специальности сегодня нужно обратить внимание и как перестраивать учебные планы, чтобы быть востребованными на рынке образовательных услуг в долгосрочной перспективе. Министерством также был разработан ранжированный перечень современных профессий, которые представляют собой «Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Критериями отбора в качестве востребованных послужили: массовость и прогнозируемый рост занятости по профессии в долгосрочной перспективе. Сюда включены те профессии, которые связаны с возникновением новых технологий и инновационных отраслей экономики, а также предполагающие изменения трудовых функций работника.
Создание государством Атласа и списка востребованных в будущем профессий не является эффективной помощью в профессиональном самоопределении молодежи, поскольку требуются более кардинальные изменения в сфере образования в области приведения образовательных программ в соответствие с массовым спросом на компетенции и особенностями конкретных профессий на рынке труда.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Особенности профессионального самоопределения в современных условиях и результаты проектно-исследовательской деятельности определили ключевые направления профориентационной работы для образовательных организаций: организация социального партнерства, широкое использование информационных и коммуникативных технологий, преодоление асимметрии профессионального будущего, создание актуального пространства выбора профессии, организация взаимодействия с личностью профессионала.
Развитию профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями
предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.
Необходимо как можно раньше определять профессиональные интересы в зависимости от способностей учащихся, их постоянно развивать и совершенствовать. Профессиональное самоопределение, а в конечном итоге и профессиональная компетентность имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека, а подготовка к нему формируется на всех уровнях обучения, развития и воспитания во всех образовательных учреждениях
Таким образом, процесс подготовки школьников к профессиональному выбору должен строиться на активном процессе построения, коррекции и реализации школьниками образовательно-профессиональных траекторий своего будущего с учетом многообразия возможностей и вариативности векторов их развития, оптимального соотнесения личностных особенностей, возможностей и интересов с потребностями и вызовами динамично изменяющихся социально-экономических систем современного рынка труда.
В процесс образования происходит активная переориентация оценки результатов образования с позиций «знаний, умений, навыков» на сформированность универсальных «компетенций» и «компетентностей» учащихся. Профориентационная работа среди школьников должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
© 2020, Кравченко Александр Александрович 925