СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология разноуровневого обучения на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеизвестно, что контингент учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами. Задача учителя: определить индивидуальные особенности личности обучающегося и организовать развитие умственных способностей каждого ученика.

Бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Причины неравномерной успеваемости учеников в классе, различны: один пропустил уроки по болезни, другой был на уроке невнимателен, третий не понял объяснений учителя.

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. Одни учащиеся не испытывают проблем при изучении иностранного языка, материал усваивается ими легко, следовательно изучение иностранного языка доставляет им удовольствие, что и стимулирует их к дальнейшему изучению иностранного языка. Другая группа учащихся испытывает явные трудности в изучении иностранного языка, следствием этого является то, что у ученика не возникает внутренней необходимости к успешному овладению иностранного языка. Поэтому осуществляются попытки внедрения разноуровнего обучения в систему школьного образования.

Разноуровневое обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют три уровня:

Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения. Средний уровень. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня – это мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания. Высокий уровень. Задания творческого характера и повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, проведения исследовательской деятельности, то есть это проектно-творческая деятельность, рассчитанная на выполнение в течение изучения одной темы.

В соответствии с ним, а также для осуществления уровневой дифференциации на уроках английского языка целесообразно выделение временных условных типологических групп на основе диагностики обучаемости и обученности школьников на данном этапе.

I группа – или группа учащихся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, дополнительными результатами овладевают после достаточно длительных разъяснений, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.

II группа – или группа учащихся со средним уровнем продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.

III группа – или группа учащихся с высоким темпом продвижения в обучении: быстрое усвоение в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения, умеет переносить старые знания в новые условия.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами. Система работы по данной технологии включает в себя различные ступени: • выявление отставаний; • ликвидацию их пробелов; • устранение причин неуспеваемости; • формирование интереса и мотивация к учебе; • дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика. Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса: • по уровню умственного развития (уровню достижений); • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту ит.д.).

Положительные аспекты разноуровневого обучения:

  • Обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей
  • Исключаются уравниловка и усреднение детей
  • У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
  • Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания
  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании
  • В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться
  • У учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам
  • У детей повышается уровень Я- концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

Дифференциация в обучении иностранному языку основывается на индивидуальных особенностях личности ученика и на индивидуальных пробелах в его знаниях.

Для разноуровневого обучения используем:

● Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

● Альтернативные задания для добровольного выполнения

● Задания, содержание которых найдено учеником

● Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Например: На этапе изложения новых знаний, умений нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить. При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, чтобы на них отвечали сильные дети, детям с низкой мотивацией можно предложить ответить на вопросы известные из ранее изученного. Дети с высокой мотивацией могут подготовить дополнительный материал в виде сообщений, подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).

При введении новых ЛЕ на уроках английского языка, можно сделать карточки разных уровней:

1. переведи с русского языка на английский язык;

2. переведи с английского языка на русский;

3. соедини картинку и слово;

4. подпиши картинку;

5. Заполни кроссворд, чайнворд;

6. Разгадай ребусы.

Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням: творчество, трудности, объем.

  1. Дифференциация по уровню творчества.

Пример 1. Чтение текстов

Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.

Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.

Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.

Найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту.

Ответьте на вопросы к тексту, передайте подробно содержание текста.

Перескажите весь текст, выскажите свое отношение к прочитанному.

  1. Дифференциация по уровню сложности.

Пример 2. Грамматика

Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.

Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.

Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.

Переведите предложения. Перефразируйте предложения, употребляя герундий.

Перефразируйте предложения, употребляя герундий. Определите форму герундия.

Перефразируйте предложения, употребляя герундий. Определите форму герундия. Классифицируйте функции герундия.

  1. Дифференциация по объему учебного материала.

Пример 3. Аудирование

Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/.

Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/.

Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/.

Определите верные и неверные высказывания. Напишите summary.

Определите верные и неверные высказывания. Ответьте на вопросы. Напишите summary.

Определите верные и неверные высказывания. Напишите пересказ прослушанного текста и выразите свое отношение к поступку главного героя.

Заключение

На уроки английского языка приходят дети с разными видами одаренности. Поэтому решающую роль играет дифференциация заданий и степень самостоятельности учащихся при их выполнении.

Основная идея технологии заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися, как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими высокий уровень умственного развития, проявляющими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участником учебного процесса. Я работаю по технологии уровневая дифференциация на уроках английского языка. Ставлю цели: во-первых, обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки; во-вторых, создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению; в-третьих, стараюсь использовать возможность тесного сотрудничества ученика и учителя. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

09.01.2019 22:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП