СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Общеизвестно, что контингент учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами. Задача учителя: определить индивидуальные особенности личности обучающегося и организовать развитие умственных способностей каждого ученика.
Бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Причины неравномерной успеваемости учеников в классе, различны: один пропустил уроки по болезни, другой был на уроке невнимателен, третий не понял объяснений учителя.
В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. Одни учащиеся не испытывают проблем при изучении иностранного языка, материал усваивается ими легко, следовательно изучение иностранного языка доставляет им удовольствие, что и стимулирует их к дальнейшему изучению иностранного языка. Другая группа учащихся испытывает явные трудности в изучении иностранного языка, следствием этого является то, что у ученика не возникает внутренней необходимости к успешному овладению иностранного языка. Поэтому осуществляются попытки внедрения разноуровнего обучения в систему школьного образования.
Разноуровневое обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.
В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют три уровня:
Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения. Средний уровень. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня – это мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания. Высокий уровень. Задания творческого характера и повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, проведения исследовательской деятельности, то есть это проектно-творческая деятельность, рассчитанная на выполнение в течение изучения одной темы.
В соответствии с ним, а также для осуществления уровневой дифференциации на уроках английского языка целесообразно выделение временных условных типологических групп на основе диагностики обучаемости и обученности школьников на данном этапе.
I группа – или группа учащихся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, дополнительными результатами овладевают после достаточно длительных разъяснений, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.
II группа – или группа учащихся со средним уровнем продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.
III группа – или группа учащихся с высоким темпом продвижения в обучении: быстрое усвоение в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения, умеет переносить старые знания в новые условия.
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:
1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).
2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».
Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами. Система работы по данной технологии включает в себя различные ступени: • выявление отставаний; • ликвидацию их пробелов; • устранение причин неуспеваемости; • формирование интереса и мотивация к учебе; • дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика. Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса: • по уровню умственного развития (уровню достижений); • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту ит.д.).
Положительные аспекты разноуровневого обучения:
Дифференциация в обучении иностранному языку основывается на индивидуальных особенностях личности ученика и на индивидуальных пробелах в его знаниях.
Для разноуровневого обучения используем:
● Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
● Альтернативные задания для добровольного выполнения
● Задания, содержание которых найдено учеником
● Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Например: На этапе изложения новых знаний, умений нужно провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А затем после первичного фронтального объяснения нужно его повторить. При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, чтобы на них отвечали сильные дети, детям с низкой мотивацией можно предложить ответить на вопросы известные из ранее изученного. Дети с высокой мотивацией могут подготовить дополнительный материал в виде сообщений, подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).
При введении новых ЛЕ на уроках английского языка, можно сделать карточки разных уровней:
1. переведи с русского языка на английский язык;
2. переведи с английского языка на русский;
3. соедини картинку и слово;
4. подпиши картинку;
5. Заполни кроссворд, чайнворд;
6. Разгадай ребусы.
Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням: творчество, трудности, объем.
Пример 1. Чтение текстов
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/. |
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/. |
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. |
Найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту. |
Ответьте на вопросы к тексту, передайте подробно содержание текста. |
Перескажите весь текст, выскажите свое отношение к прочитанному. |
Пример 2. Грамматика
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/. |
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/. |
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. |
Переведите предложения. Перефразируйте предложения, употребляя герундий. |
Перефразируйте предложения, употребляя герундий. Определите форму герундия. |
Перефразируйте предложения, употребляя герундий. Определите форму герундия. Классифицируйте функции герундия. |
Пример 3. Аудирование
Задание для 1-й группы /низкий уровень сложности/. |
Задание для 2-й группы /средний уровень сложности/. |
Задание для 3-й группы /высокий уровень сложности/. |
Определите верные и неверные высказывания. Напишите summary. |
Определите верные и неверные высказывания. Ответьте на вопросы. Напишите summary. |
Определите верные и неверные высказывания. Напишите пересказ прослушанного текста и выразите свое отношение к поступку главного героя. |
Заключение
На уроки английского языка приходят дети с разными видами одаренности. Поэтому решающую роль играет дифференциация заданий и степень самостоятельности учащихся при их выполнении.
Основная идея технологии заключается в том, что все учащиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися, как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими высокий уровень умственного развития, проявляющими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участником учебного процесса. Я работаю по технологии уровневая дифференциация на уроках английского языка. Ставлю цели: во-первых, обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки; во-вторых, создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению; в-третьих, стараюсь использовать возможность тесного сотрудничества ученика и учителя. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
© 2019, Рыбакова Эмма Ивановна 5851