СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Трудовое воспитание детей в условиях детского дома» Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества. Цель: Воспитание устойчивого положительного отношения к труду. Задачи: - Формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации детей в детских домах. - Приучение детей к соблюдению элементарных навыков культуры труда. - Расширить и обогатить знания детей о разнообразии профессий, используя для этого разные формы работы. Моя основная задача как воспитателя - сделать всё возможное, чтобы, выйдя из детского дома, воспитанник был полноценной личностью, готовой принести пользу обществу и себе. Как известно, на развитие личности влияет трудовое воспитание. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - всё это подготавливает к созидательному труду. Я считаю, что, формируя трудовые навыки и умения для удовлетворения интересов и склонностей воспитанников к избранным занятиям, у них стимулируется развитие к определённым видам труда, ребенок должен уважать и любить труд, осознавать себя частью общества. Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу нашим воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Воспитанники детского дома зачастую не обладают необходимым запасом знаний, умений и навыков, которые позволили бы им уверенно начать самостоятельную жизнь, успешно адаптироваться в ней и влиться в социум. Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, к активной деятельности, к осмыслению окружающей жизни. Умение трудиться и составляет фундамент в любом виде деятельности. Это и учебная деятельность, и занятия спортом, и творчество. Все это очень важно для детей, у которых «богатый» жизненный опыт «ничегонеделания». И основной моей воспитательной задачей в детском доме является создание условий для формирования добросовестного отношения к труду, установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой и познавательной деятельности. Я считаю, что воспитательная система группы должна быть еще и здоровьесберегающей. Воспитание у детей мотивации ЗОЖ, заинтересованности в укреплении собственного здоровья поможет им в достижении жизненных целей. С самого начала, как только ребенок поступает в нашу группу у него появляются обязанности. Это дежурство в столовой, в группе, генеральная уборка, участие в благоустройстве и уборке территории детского дома, выполнение поручений взрослых. Оформлен стенд в квартире «Маленькое дело, лучше большого безделья» Следующий метод для воспитания трудовой активности, который я использую, это привлечение детей в различные творческие объединения и спортивные секции, где происходит формирование познавательных интересов, усваивание социального опыта. Конечно же, посещение кружков и секций происходит по желанию ребенка. Хотя, зачастую дети в начале года все желают посещать все кружковые занятия. Поэтому ребятам необходимо помочь выбрать, учитывая его интересы, склонности и возможности, то творческое объединение или секцию, где он сможет раскрыть свои творческие способности, проявить себя, т. е. создаю ребятам «ситуацию успеха». Для фиксирования и закрепления у ребят их значимости, в нашей группе созданы «Портфолио» для каждого ребенка, где хранятся грамоты, благодарности и т.п. Регулярно воспитанники становятся участниками и победителями в различных конкурсах разного уровня. В летний период у наших детей есть возможность получать опыт сельскохозяйственной деятельности, так как у нас есть садово-огородный участок в УОХ «Межадорское». Труд в огороде начинается с весны. Ребята выращивают овощную и цветочную рассаду в оранжерее, на подоконниках (астры, петунья, бархатцы, помидоры, перец, огурцы) затем высаживают её в открытый грунт. Все это требует заботы и внимания: нужно вовремя полить, подрыхлить, открыть или закрыть парник. У детей появляется чувство ответственности, они с интересом наблюдают за результатами своего труда. Ведь редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение. После высадки рассады в грунт забот меньше не становится. У детей появляется новый вид деятельности – это прополка. На этом этапе я помогаю младшим и новеньким воспитанникам отличать сорняк от овоща. Умение трудиться имеет большой отклик даже тогда, когда наши дети отдыхают в летних лагерях. Ребята привозят грамоты, принимают активное участие в жизни лагеря.
Большое внимание уделяю основному труду детей – учёбе. Стараюсь через индивидуальные беседы, убеждения, пример старших воспитанников, донести до детей всю значимость и важность знаний, получаемых в школе. Ориентирую детей на дальнейшее обучение. Объясняю, что иметь хорошую профессию, работу, а, следовательно, материальную независимость можно, только прикладывая больше усилия в учёбе. С воспитанниками провожу семейные часы, знакомлю с разными профессиями, был оформлен стенд о профессиях, дети рисовали свои будущие профессии, писали небольшие сочинения «Кем я хочу стать». Также в своей работе я использую и практические занятия по обучению детей умениям бытового труда. Дети умеют пользоваться утюгом, чайником, стиральной машиной, микроволновкой. ( в зависимости от возраста) Эксплуатация приборов проводится под наблюдением воспитателя. Дети умеют стирать, гладить, разогреть в микроволновке еду, помыть посуду, полы, стирать личные вещи в ручную, пользоваться пылесосом, чистить прикроватные коврики, производить мелкий ремонт одежды, привлекаем детей к маркировке одежды (учим вышивать инициалы на своих вещах). В группе проводится кружок «Кулинария» на которых воспитанники учатся печь, варить, готовить салаты и т д. В обязательном порядке учу детей правилам безопасного поведения на кухне, как правильно пользоваться столовыми приборами, формирую навыки культурного принятия пищи. Учим использовать оставшееся со второго ужина кефир и молоко.(блины, оладьи) Прививаются навыки сервировки стола и приготовления блюд. В трудовой деятельности воспитанников я обязательно учитываю такой критерий как доступность. Слишком трудные задания не содействуют концентрации внимания, приводят к быстрому физическому утомлению, снижают интерес к работе. Необходима точная дозировка трудовых заданий, как по сложности, так и по времени. Воспитанники детского дома имеют ограниченные возможности здоровья, поэтому они быстрее, чем обычные дети, «выдыхаются», чаще снижается их работоспособность и как следствие – теряется интерес к труду.
© 2023, Попова Ирина Евгеньевна 307