СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
У медведя в бору грибы ягоды беру…….
Программное содержание. Закреплять знания детей о изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса; грибах и ягодах. Расширять кругозор детей о пользе природных витаминов для человека и животных.
Материал. Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: кленовые листочки, еловые веточки, листья березы, рябины, ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод, ягоды в лукошке, яблоки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы,ягоды беру….», «С какой ветки эти детки?»
Методика проведения.
На одно из окон в группе воспитатель предварительно наклеивает несколько кленовых листочков.
Дети сидят полукругом напротив экрана.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы ничего необычного в нашей группе не заметили сегодня?
Дети: Нет!
Воспитатель: Посмотрите, к нашему окошку приклеилось несколько листочков. Видите?
Дети: Да!
Снимает кленовые листочки с окошка.
Воспитатель: Кто мне подскажет – с какого же дерева эти листочки?
Дети: С клёна!
Воспитатель: Правильно, с клёна. Кто же их мог оставить на окне?
Дети: Ответы детей (ветер, листопад и т.д.)
Воспитатель: Может быть! Но, мне кажется, что к нам заглянула Осень. Давайте рассмотрим листочки поближе. Красивые?
Дети: Да!
Воспитатель: А какие осенние краски, цвета вы видите?
Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: Верно. Листья меняют свой цвет потому, что с наступлением осени солнышко светит всё меньше, и им не хватает солнечного света, чтобы оставаться зелёными. Вот какая осень-художница, волшебница. Ой, ребята, а здесь послание от Осени.
Читает на одном из кленовых листьев послание.
«Приглашаю вас на прогулку в осенний лес! Но сначала отгадайте мои загадки». Ну, что, ребята, хотите в гости к Осени?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте отгадывать.
1. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
Слайд№ 2
2. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все … (Листья)
3. Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Какие вы молодцы – все загадки отгадали! Ну, что – отправляемся в осенний лес?!
Слайд №3
Воспитатель. Ребята! Посмотрите, какая красота – мы с вами в осеннем лесу! Под ногами шуршат листья. Деревья нарядились в пёстрые одёжки. Давайте вспомним потешку об осени.
Дети встают возле стульчиков
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения руками)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно поднимают и опускают одну руку, присаживаются на корточки)
Ветер бросил на тропинку.
Присаживаются на стулья.
Воспитатель: Давайте же посмотрим, какие деревья нам встречаются на пути?
Слайд №4
Дети: Берёза.
Воспитатель: Правильно, берёза. А как вы догадались, что это берёза?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно – только у берёзы белый ствол и чёрные чёрточки на стволе, словно платочки в кармашках.
Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки?
Дети: ответы детей
Посмотрите, и скажите как называется это дерево?
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Дети: ответы детей
Как вы догадались что это рябина?
Дети: ответы детей
Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».
Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные- желтые,красные и зеленые.
Воспитатель: Загадка :“Зимой и летом одним цветом”.
Как называется это дерево? Конечно, это елочка.
Обобщает ответы детей:
«Осенью листья у березки желтые, а у рябины листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Вот и осенью елочка в зеленом наряде.
Как много в лесу разных деревьев. Чтобы закрепить наши знания я предлагаю вам игру.
Дидактическая игра: «С какой ветки эти детки?»
Воспитатель. Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, наверное мы кого -то разбудили, как вы думаете, кто это?
Дети: ответы детей
Ежик. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, ежик!
Воспитатель. Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка,
«Да, это я. Моя шубка совсем скоро станет очень тёплой и из рыжей превратится в серую. А когда наступят сильные морозы, я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом. У меня сейчас много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В своё гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.»
Воспитатель. В лес за грибами приходят и люди.
В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы- несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.
Ежик. Белочка собрала много грибов, давайте поможем белочке разобраться где съедобные и ядовитые грибы. (Маслёнок),Этот белый… (Боровик),
(Лисички) Ядовитый …(Мухомор)
Ежик. Это мухомор, он несъедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся.
Грибы нельзя выдергивать из земли,как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе, на этом месте не вырастут новые грибы.
Воспитатель: Молодцы, ребята – помогли белочке! Ой, ребята, слышите оханье? Кто-то ещё в нашем лесу живёт. Кто же это?
Слышится оханье, появляется медвежонок.
Воспитатель: Посмотрите, Мишка тоже к зиме готовится.
«Я строю себе берлогу и зимой в ней буду спать. Мой мех к зиме становится густым и тёплым, поэтому я не мёрзну. Сейчас мне приходится много кушать – запасаться пищей до весны, накапливать жир.»
Воспитатель: А что любит кушать медведь?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно - рыбу, грибы и ягоды. А мы с вами знаем игру, которая так и называется «У медведя во бору грибы ягоды беру…» Давайте поиграем с Мишкой!
Дидактическая игра: « У медведя во бору грибы, ягоды беру….»
Дети находятся за обозначенной на полу линией- «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:
У медведя во бору грибы, ягоды беру
А медведь не спит и на нас рычит.
После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.
Игра повторяется 2-3раза.
Воспитатель. Ну, что, ребята – много новых друзей у вас появилось: ёжик, белочка, мишка, Но нам пора возвращаться в детский сад – не будем мешать зверям готовиться к зиме. Закрыли все глазки и представили, как мы возвращаемся из “леса” к себе в группу.
Воспитатель: У кого в гостях мы были?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что нового и интересного узнали?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что понравилось, запомнилось?
Литература
1.Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцева М.М. Методика ознакомления с природой в детском саду: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности ”Дошкольное воспитание”.-М.: Просвещение, 1991.
2.Коробова М.В. Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родитеей.-М. : Просвещение, 2005.
© 2016, Калова Марьят Хачимовна 1532