СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние оценки на формирование положительной мотивации учащихся общеобразовательной школы к учебной музыкальной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧЕБНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая оценка знаний учащихся остаётся одной из самых актуальных проблем образования. Учёные-исследователи и учителя-практики отмечают многостороннее влияние оценки на развитие школьников, т.е. в воздействии на их умственную и аффектно-волевую сферу. Кроме того, оценка воздействует на изменение отношений и мнений между классом и школьником, учителем и учеником, семьёй и школой. В отечественной психологии и педагогике оценка, как компонент учебной деятельности, исследована с различных точек зрения в связи со многими проблемами, имеющими к ней прямое или косвенное отношение.

Педагогические и психологические аспекты педагогического оценивания рассматривались в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.Н.Божович, И.А.Липкиной, Б.Л. Есипова, М.Р.Данилова и др. Исследователи отмечают, что в настоящее время недостаточно раскрыты такие понятия, как учёт, контроль, проверка, оценка, отметка. Иногда они отождествляются друг с другом или применяются без предварительного раскрытия их сути [1]. В сложившейся практике обучения оценка и отметка трактуются, как правило, однозначно, в качестве идентичных терминов с некоторой, правда, оговоркой, что оценка выступает в форме отметок (баллов). В работах ряда педагогов и психологов отмечаются некоторые отрицательные стороны, связанные с влиянием сложившейся системы педагогических оценок на формирование личности и мотивационной сферы школьника. Отметка становится чуть ли не единственным мотивом учебной деятельности. Единоличное право учителя оценивать и ставить отметки порождает у учащихся неуверенность в своих силах, в связи с чем учебная деятельность сопровождается отрицательными переживаниями. Это особенно ощущается в оценивании знаний, умений и навыков учащихся на уроках музыки, исходя из специфики предмета.

Мы согласны со словами Выготского, что «искусство принципиально отличается от всех остальных деятельностей человека. Искусство – мистический духовный акт… Акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан путём чисто сознательных операций…» [2].

В какой же мере может быть оценено духовное развитие учащихся?

Как следует подходить к оценке творческой деятельности учащихся, качественный рост которой требует значительного времени и связан с индивидуальными различиями их творческих способностей? Можно ли наказывать ребёнка низкой оценкой только за то, что он чего-то не усвоил, обучаясь музыке, или переутомился, или что-то мешает ему сосредоточиться и быть внимательным? Поэтому оценка педагогом учебной музыкальной деятельности учащихся является одной из проблем музыкального образования.

Наряду с вышеназванными проблемами, связанными со спецификой учебной музыкальной деятельности в школе, существуют также проблемы общего характера. Часто отметка служит чуть ли не единственным мотивом учения, приобретает чисто престижный смысл, подменяя отдалённую главную цель обучения ближней (отметку в таких случаях ученики помнят лучше, чем свои ошибки при ответах). В этой ситуации критичность и самооценка у школьников формируются слабо. В подтверждение можно привести ответы учителей музыки на вопросы, представленные в анкете.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что педагогическая оценка деятельности учащихся эффективно воздействует на интеллектуальную, духовно-творческую сферы личности ребёнка.

1. Оценка – одна из значимых составляющих обучения. Оценка – это показатель, в какой степени учащийся овладел материалом в объеме программы

2. Оценка в процессе обучения выполняет следующие функции: контрольную, стимулирующую, социальную, ориентационную

3. Знания, умения и навыки должны быть оценены с целью их совершенствования, углубления, уточнения для активного включения школьников в многостороннюю трудовую и творческую деятельность, направленную на познание и преобразование действительности

4.Оценивание учебной музыкальной деятельности учащихся целесообразно проводить с использованием дифференцированной 10-балльной шкалы оценки. Это позволит более объективно отражать результаты учебной деятельности учащихся, учитывая вместе с тем индивидуальные особенности каждого ученика

Качественные результаты оценивать по 10-балльной шкале:

10 – превосходно 5 – посредственно

9 – отлично 4 – почти посредственно

8 – очень хорошо 3 – слабо

7 – хорошо 2 – очень слабо

6 – почти хорошо 1 – очень, очень слабо

5. Десятибалльная оценка совместно с оценочными суждениями педагога стимулирует учебную деятельность учащихся, снижает уровень тревожности, повышает мотивацию ученика в достижении высоких результатов. Оценочная деятельность учащихся (самооценка, оценка одноклассников) способствует формированию правильной самооценки, а также критичности и оценочных суждений

Педагогическая оценка учебной музыкальной деятельности учащихся будет эффективно воздействовать на интеллектуальную, аффективно-волевую и духовно-творческую сферы личности при соответствии критериев педагогической оценки специфике учебного предмета, при индивидуальном подходе к оцениванию и отсутствии негативных переживаний в учебной музыкальной деятельности учащихся.

Рекомендации: При выставлении оценок нужно учитывать и природные данные учащегося, и его работу.

Выставляя отметку учащемуся, обязательно давать качественную характеристику его музыкальной деятельности;

Балльную отметку сопровождать объяснением;

Оценочные суждения высказывать в доброжелательном тоне;

Предоставлять ученику возможность высказывать собственное мнение о его результатах музыкальной деятельности, т.е. поощрять самооценку учащимися результатов своей музыкальной учебной деятельности;

Практиковать на занятиях оценку результатов музыкальной учебной деятельности учащихся друг другом;

Не скупитесь на похвалу: даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

Список литературы:

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, М., 1988.

2.Выготский Л.С. Психология искусства, М., 1986.

Категория: Музыка
19.03.2017 10:43


Рекомендуем курсы ПК и ПП