СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Научно-практическая конференция, посвященной 100-летию Н.О.Шаракшиновой
«Историко-культурное наследие в языке, литературе и фольклоре» посвященная 100-летию со дня рождения Шаракшиновой Надежды Осиповны.
Тема: Использование произведений бурятских писателей в начальной школе.
Шаргаева Валентина Вахрамеевна, учитель начальных классов
Сегодня перед школой стоит задача организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы наши дети стали наследниками своей культуры, передать им традиции мироотношений их предков. Вписать в их сознание национальную культуру во всём многоцветии человеческой цивилизации, дать осознание личной связанности с корнями своей земли и со все родом человеческим. На улицах сёл и деревень, на школьных переменах практически не слышится бурятская речь. Получается, единственная среда общения на бурятском- это уроки в школе. В нашей школе не изучается бурятский язык, учащиеся русской национальности. Выпускники нашей школы после окончания Нововоскресенской начальной школы переходят в 5класс. И желают учиться в бурятском классе. И чтобы им было немного легче освоить бурятский язык я знакомлю их с произведениями бурятских писателей. Предмет «Бурятский язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя бурятской культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения. «Быт и культура бурят» знакомит детей с комплексом обрядов и обычаев, праздников, с разными жанрами фольклора, с бурятским играми, с системой воспитания мальчиков и девочек, с бурятской кухней и т.д. в сравнении с другими культурами и языками. Дети участвуют в различных конкурсах, например, праздник, посвященный юбилею бурятского улигершина, поэта, фольклориста А.А.тороева, праздник Белого месяца и другие.
Устное народное творчество бурят – достояние общечеловеческой культуры.
Аполлон Андреевич Тороев родился 14 декабря 1893 г. в улусе Шунта Боханского
аймака Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области. В семнадцатилетнем возрасте, в 1910 г., при несчастном случае Аполлон Андреевич Тороев повредил глаза и потерял полностью зрение. С тех пор его стихией стали песни, сказки. Заслуга А. Тороева в том, что он сумел сохранить от забвения немало ценнейших образцов народной поэзии, неповторимых памятников культуры своего времени.
Творчество А. Тороева - интересное явление в художественной культуре бурят. Оно представляет связующее звено между фольклором и литературой,- в этом его своеобразие, обусловленное эпохой. Всего Аполлоном Андреевичем издано на бурятском и русском языках 20 книг. Обычный улигершин при всем своем мастерстве в основном передает самым добросовестным образом готовые тексты народных произведений. Тороев же в своей деятельности идет дальше – на основе лучших образцов народной словесности создает совершенно новые песни, сказки и улигеры-поэмы, становится активным художником-творцом.¹
Обширен репертуар улигеров и сказок А.А. Тороева: бурятские народные улигеры – 30 произведений, новые улигеры-поэмы и сказы – 14, бурятские народные сказки – 88, сказки созданные Тороевым, а также переделанные им на основе народных – 31, предания – 5. Участвовали в конкурсе сказок посвященному А.Тороеву. Символом бурятской жизни является бурятский костюм, кухня, семейные и общественные праздники, промыслы. Сегодня многие люди приближаются к истокам, «входят» в свою этничность, начинают осмысливать этническую этику, эстетику, осознают свою близость к нации. Родители шьют костюмы детям, очень красивые стилизованные платья, учат песням, покупают диски с бурятскими мультфильмами и песнями, сейчас много детских красочных бурятских книжек.
Мы решили попробовать инсценирование сказки «Курица и летучая мышь». Дети с воодушевлением стали учить слова, репетировать и работать над произношением. В итоге мои ребята заняли 1место.
В результате поиска и исследования была проделана кропотливая, трудоёмкая, но нужная и интересная работа. Ребята окунулась в мощный родник бурятской культуры, поняли, что очень мало знают о родном крае, ощутили опасность исчезновения такого достояния, как бурятский язык. Ведь если это случится, мы потеряем много.
Но даже если мы это только поняли, это уже хорошо. Положено начало нужной работе. Хочется надеяться, что неутомимый труд учёных – энтузиастов, любителей, устного народного творчества, в том числе и Тороева Аполлона Андреевича, не пропадёт.
Аполлон Андреевич, благодаря феноменальной памяти, был обладателем огромного духовного богатства народа. Он являлся, стало быть, одним из немногих, по сути редчайших людей, хранивших в своем сердце золотой запас словесности… К
сожалению, многие произведения из его репертуара остались не записанными и не опубликованными.
Знакомясь с произведениями бурятских писателей, мы замечаем, что некоторые русские и бурятские произведения очень похожи. Что общего в произведениях разных народов? А чем они отличаются? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них ответы. Над которыми вместе с детьми мы будем работать. Интересно и мне, и детям.
Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. У каждого народа свой путь и своя судьба, свой язык и условия обитания. В сходстве исторической народной жизни и следует искать ответ на вопрос о том, в чём же причины схожести, близости произведений народов, живущих на разных континентах.
© 2015, Шаргаева Валентина Вахрамеевна 1129