СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогическое сопровождение младших школьников ТНР при синдроме стертой дизартрии.
Дубовицкая А.А.
Сопровождение ребенка на этапе начального школьного образования, в соответствии с личностными особенностями, крепко объединяет деятельность участников образовательного процесса, в которой близко соединяются интересы логопедов, психологов, медицинских работников, педагогов и семьи.
Процент учащихся начальной школы со дизартрией (проанализированы отчеты логопедов со школ) составляет 30%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
В настоящее время является актуальной потребностью и задачей начального школьного образования всесторонняя и тщательная проработка психолого–педагогического сопровождения детей с ТНР при синдроме дизартрии. Нужно организовать содержательный аспект всесторонней помощи детям, усиление ее профилактических аспектов.
Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции. Данные психолого-педагогической диагностики детей с ТНР позволяют психологу и логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.
Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ТНР, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Особые образовательные потребности детей с ТНР:
Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности.
Развитие всех компонентов речи, языковой компетентности.
Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики.
Формирование навыков чтения и письма.
Развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов. Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ТНР. Нарушения речи у детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.
Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками. Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так и психолога.
Основными участниками сопровождения являются логопед, педагог – психолог, медицинский работник, педагог, родитель и ученик с общим недоразвитием речи при синдроме дизартрия.
Целью деятельности специалистов сопровождения является создание качественного образования в соответствии с их образовательными, возрастными и индивидуальными потребностями, и исходя из их реальных возможностей.
Основными этапами реализации сопровождения являются: диагностический этап – осознание сути проблемы, и нахождения возможных путей решения; поисковый этап – сбор информации о возможных путях решения и доведения информации до участников сопровождения; консультативно – проективный этап – обсуждение путей решения проблем, распределение обязанностей, определение последовательности действий, уточнение сроков работ; деятельностный этап – выполнение запланированной работы; рефлективный – анализ проделанной работы.
Одним из первых этапов сопровождения в общеобразовательной школе является диагностический. На этом этапе проводится комплексное обследование детей младшего школьного возраста. В комплексное обследование входит психолого-педагогическая и логопедическая диагностика.
В начальных классах школы учатся более 200 учащихся 70 учеников, имеют различные речевые нарушения (ОНР различной степени, ФФНР, дизартрия, дисграфия.), но большой процент (30%) из них имеют диагноз стертая дизартрия.
Психологическому изучению детей отводится главная роль в сборе информации об уровне умственного развития личностных и индивидуально-психологических особенностей.
Начало психологического обследование началось со сбора информации с целью анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии.
На данном этапе были изучены документы необходимые для изучения ребенка, а это медицинские данные от педиатра об общем состоянии детей, психоневролога обоснованным медицинским диагнозом.
Кроме того были изучены педагогическая характеристика и заключения ППМК, если таковые документы были представлены школе.
По данным документов определилось, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.
Следующий этап непосредственно работа с самим испытуемым. Для обследования ребенка были учтены его личностные особенности, а это возраст, пол, его мотивы, позиции, привычки, характер и темперамент. Чрезвычайно внимательно отнеслись к состоянию здоровья, различным психомоторным, физиологическим нарушениям и отклонениям в развитии.
Диагностическая работа началась с первого сентября. Констатирующий этап проводился в сентябре, формирующий этап с сентября по май, контрольный этап в мае.
Проанализировав диагностические данные была создана программа. В программу входят интегрированные занятия педагога — психолога и учителя-логопеда, с учетом медицинских рекомендаций по сопровождению учащихся с ОНР при синдроме дизартрия. Так же разработаны рекомендации,с учетом общеобразовательной программы для педагога и родителей. Основные направления программы : диагностическое; организационная работа, коррекционно – развивающая работа, завершающий этап работа с родителями и педагогами. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, включение всех сенсорных систем: слуховой, зрительной, кинестетической, тактильной. На интегрированных занятиях широко используется упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения.
В программе логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, психологических процессов, эмоционально – волевых качеств.
С медицинской стороны: обследование и лечение учащегося с дизартрией не реже 2 –х раз в год.
В программе запланированы разнообразные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Учебный план программы составляется в соответствие с тематическим планированием общеобразовательной программы. Ожидаемые результаты при реализации программы: у учеников улучшаются показатели в развитии речевой деятельности, коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, произвольной сферы, успешно формируются мотивационная и эмоционально – волевая сфера.
Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение детей с ТНР при синдроме дизартрия, позволяет: во-первых, объединить работу всех специалистов сопровождения в единую службу ППМС – сопровождения, что улучшает качество образовательного процесса; во – вторых, разработка интегрированных логопедических и психолого–педагогических индивидуальных и групповых программ; в – третьих, процесс контроля образования поможет увидеть динамику развития, что в свою очередь внесет нужные изменения в программу, и поможет ученику легко адаптироваться в школьной среде.
Важнейшим условием, реализации программы, является успешная работа сотрудников сопровождения с семьей. Основную функцию несет семья — ее активное участие в совместной работе родителей и педагогов. Главным методом, психолого-педагогического сопровождения семьи, является консультация родителей с целью информирования, и выработки у них реалистического восприятия нарушения ребенка. Воспринимая адекватно проблему ребенка родитель, будет ставить перед собой, реальные образовательные задачи, создавая благоприятные условия для ребенка в домашнем обучении.
© 2022, Дубовицкая Анна Алексеевна 429