СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с ТНР в условии инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое сопровождение младших школьников ТНР при синдроме стертой дизартрии.

Дубовицкая А.А.

Сопровождение ребенка на этапе начального школьного образования, в соответствии с личностными особенностями, крепко объединяет деятельность участников образовательного процесса, в которой близко соединяются интересы логопедов, психологов, медицинских работников, педагогов и семьи.

Процент учащихся начальной школы со дизартрией (проанализированы отчеты логопедов со школ) составляет 30%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В настоящее время является актуальной потребностью и задачей начального школьного образования всесторонняя и тщательная проработка психолого–педагогического сопровождения детей с ТНР при синдроме дизартрии. Нужно организовать содержательный аспект всесторонней помощи детям, усиление ее профилактических аспектов.

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции. Данные психолого-педагогической диагностики детей с ТНР позволяют психологу и логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ТНР, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Особые образовательные потребности детей с ТНР:

 Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности.

 Развитие всех компонентов речи, языковой компетентности.

 Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики.

 Формирование навыков чтения и письма.

 Развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов. Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ТНР. Нарушения речи у детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками. Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так и психолога.

Основными участниками сопровождения являются логопед, педагог – психолог, медицинский работник, педагог, родитель и ученик с общим недоразвитием речи при синдроме дизартрия.

Целью деятельности специалистов сопровождения является создание качественного образования в соответствии с их образовательными, возрастными и индивидуальными потребностями, и исходя из их реальных возможностей.

Основными этапами реализации сопровождения являются: диагностический этап – осознание сути проблемы, и нахождения возможных путей решения; поисковый этап – сбор информации о возможных путях решения и доведения информации до участников сопровождения; консультативно – проективный этап – обсуждение путей решения проблем, распределение обязанностей, определение последовательности действий, уточнение сроков работ; деятельностный этап – выполнение запланированной работы; рефлективный – анализ проделанной работы.

Одним из первых этапов сопровождения в общеобразовательной школе является диагностический. На этом этапе проводится комплексное обследование детей младшего школьного возраста. В комплексное обследование входит психолого-педагогическая и логопедическая диагностика.

В начальных классах школы учатся более 200 учащихся 70 учеников, имеют различные речевые нарушения (ОНР различной степени, ФФНР, дизартрия, дисграфия.), но большой процент (30%) из них имеют диагноз стертая дизартрия.

Психологическому изучению детей отводится главная роль в сборе информации об уровне умственного развития личностных и индивидуально-психологических особенностей.

Начало психологического обследование началось со сбора информации с целью анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии.

На данном этапе были изучены документы необходимые для изучения ребенка, а это медицинские данные от педиатра об общем состоянии детей, психоневролога обоснованным медицинским диагнозом.

Кроме того были изучены педагогическая характеристика и заключения ППМК, если таковые документы были представлены школе.

По данным документов определилось, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.

Следующий этап непосредственно работа с самим испытуемым. Для обследования ребенка были учтены его личностные особенности, а это возраст, пол, его мотивы, позиции, привычки, характер и темперамент. Чрезвычайно внимательно отнеслись к состоянию здоровья, различным психомоторным, физиологическим нарушениям и отклонениям в развитии.

Диагностическая работа началась с первого сентября. Констатирующий этап проводился в сентябре, формирующий этап с сентября по май, контрольный этап в мае.

Проанализировав диагностические данные была создана программа. В программу входят интегрированные занятия педагога — психолога и учителя-логопеда, с учетом медицинских рекомендаций по сопровождению учащихся с ОНР при синдроме дизартрия. Так же разработаны рекомендации,с учетом общеобразовательной программы для педагога и родителей. Основные направления программы : диагностическое; организационная работа, коррекционно – развивающая работа, завершающий этап работа с родителями и педагогами. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, включение всех сенсорных систем: слуховой, зрительной, кинестетической, тактильной. На интегрированных занятиях широко используется упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения.

В программе логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, психологических процессов, эмоционально – волевых качеств.

С медицинской стороны: обследование и лечение учащегося с дизартрией не реже 2 –х раз в год.

В программе запланированы разнообразные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Учебный план программы составляется в соответствие с тематическим планированием общеобразовательной программы. Ожидаемые результаты при реализации программы: у учеников улучшаются показатели в развитии речевой деятельности, коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, произвольной сферы, успешно формируются мотивационная и эмоционально – волевая сфера.

Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение детей с ТНР при синдроме дизартрия, позволяет: во-первых, объединить работу всех специалистов сопровождения в единую службу ППМС – сопровождения, что улучшает качество образовательного процесса; во – вторых, разработка интегрированных логопедических и психолого–педагогических индивидуальных и групповых программ; в – третьих, процесс контроля образования поможет увидеть динамику развития, что в свою очередь внесет нужные изменения в программу, и поможет ученику легко адаптироваться в школьной среде.

Важнейшим условием, реализации программы, является успешная работа сотрудников сопровождения с семьей. Основную функцию несет семья — ее активное участие в совместной работе родителей и педагогов. Главным методом, психолого-педагогического сопровождения семьи, является консультация родителей с целью информирования, и выработки у них реалистического восприятия нарушения ребенка. Воспринимая адекватно проблему ребенка родитель, будет ставить перед собой, реальные образовательные задачи, создавая благоприятные условия для ребенка в домашнем обучении.

04.01.2022 11:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП