СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Детская тревожность. Рекомендации родителям.
Детская тревожность является одной из главных особенностей дезадаптации ребёнка. Она негативно влияет на все сферы жизнедеятельности детей: на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия. Состояние тревожности не связано с каким-либо определённым обстоятельством и проявляется постоянно, сопровождая при этом человека во всех видах его деятельности.
Тревожность можно проанализировать, как: психический феномен, отдельную эмоциональную индивидуальность личности, склонность лица к переживанию волнения, состояние высокого беспокойства. Понятие тревожности синонимично понятиям стресса и тревоги. Эти явления различны, однако все они составляют разнообразную гамму эмоциональных переживаний.
Тревога – это отрицательно окрашенная эмоция, побуждающая человека к переживаниям в критические для него ситуации. Не всегда тревогу следует расценивать как отрицательное состояние, дезорганизирующее психическую деятельность. Часто она выполняет функции адаптивного характера. Тревога также связана с прогностическими функциями психики. Она предупреждает организм о надвигающейся угрозе и помогает человеку мобилизировать свои силы для её преодоления. Однако такие интенсивные степени тревоги, как паника и ужас оказывают лишь дезорганизующее воздействие на психофизиологические функции человека, блокируя при этом эффективное функционирование психических функций. Человек, подвергшийся высшим степеням тревоги, не может адекватно оценивать происходящие события. Он не способен к анализу полученной информации и принятию правильного решения. В случае, когда тревога не позволяет конструировать адекватную реальности модель окружающего мира, она носит деструктивный характер и приводит к эмоционально-негативному психическому состоянию.
В последние годы количество детей, страдающих теми или иными формами тревожных расстройств, увеличилось. Это связано со многими факторами: напряженная обстановка в семьях, погруженность в мир интернета и гаджетов и т. д.
Но по большей части тревожность у детей возникает из-за неудовлетворения их возрастных потребностей. Малыши нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. Дети дошкольного возраста проявляют повышенную тревожность в незнакомой обстановке или боятся темноты. Подросткам нужно доверие и уважение, признание их права на собственное мнение и свободу выбора.
Как распознать тревожность у ребёнка
Отличить тревожного ребёнка несложно. Он ведёт себя настороженно, особенно в незнакомых местах; смущается, беспокоится. С трудом вливается в коллектив, не проявляет инициативы в общении и социальной активности, не знакомится первым. Избегает шумных игр и развлечений, не любит внимание, старается быть незаметным.
У такого малыша обычно тихий голос и скованные движения, он легко пугается и расстраивается. Во время волнения он краснеет, потеет, может начать заикаться. В детском саду такие дети стараются держаться поближе к воспитателю. Отлучённые от матери даже ненадолго, они чувствуют себя неуверенно и поэтому часто не хотят ходить в садик. У них заниженная самооценка, они плохо переносят критику и склонны к самообвинению.
Есть ещё несколько общихпризнаков для определениявысокой тревожности у ребёнка:
Опытный педагог по этим критериям способен распознать тревожного ребёнка с первых дней знакомства. Чтобы удостовериться в правильности выводов, необходимо понаблюдать за ребёнком в разных ситуациях:
во время занятий, игры, в общении с другими детьми, на улице.
В чём причина возникновения детской тревожности
Причины, по которым ребёнок становится тревожным, бывают разными:
Независимо от того, по какой причине у ребёнка сформировалась тревожность, ему нужно помочь бороться с ней. И очень многое в этом вопросе зависит от родителей. Невысокий и средний уровень тревоги не нужно лечить, достаточно научить ребёнка справляться с волнением. А вот дети с чрезмерно высокой тревожностью нуждаются в психокоррекции.
Как родители могут помочь своему тревожному ребёнку
Если хотите помочь сыну или дочери снять тревожность, воспользуйтесь советами психологов.
© 2025, Громкова Анастасия Андреевна 32