СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская тревожность. Рекомендации родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская тревожность является одной из главных особенностей дезадаптации ребёнка. Она негативно влияет на все сферы жизнедеятельности детей: на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия. Состояние тревожности не связано с каким-либо определённым обстоятельством и проявляется постоянно, сопровождая при этом человека во всех видах его деятельности.

Тревожность можно проанализировать, как: психический феномен, отдельную эмоциональную индивидуальность личности, склонность лица к переживанию волнения, состояние высокого беспокойства. Понятие тревожности синонимично понятиям стресса и тревоги. Эти явления различны, однако все они составляют разнообразную гамму эмоциональных переживаний.

Тревога – это отрицательно окрашенная эмоция, побуждающая человека к переживаниям в критические для него ситуации. Не всегда тревогу следует расценивать как отрицательное состояние, дезорганизирующее психическую деятельность. Часто она выполняет функции адаптивного характера. Тревога также связана с прогностическими функциями психики. Она предупреждает организм о надвигающейся угрозе и помогает человеку мобилизировать свои силы для её преодоления. Однако такие интенсивные степени тревоги, как паника и ужас оказывают лишь дезорганизующее воздействие на психофизиологические функции человека, блокируя при этом эффективное функционирование психических функций. Человек, подвергшийся высшим степеням тревоги, не может адекватно оценивать происходящие события. Он не способен к анализу полученной информации и принятию правильного решения. В случае, когда тревога не позволяет конструировать адекватную реальности модель окружающего мира, она носит деструктивный характер и приводит к эмоционально-негативному психическому состоянию.

Как распознать тревожность у ребёнка

Отличить тревожного ребёнка несложно. Он ведёт себя настороженно, особенно в незнакомых местах; смущается, беспокоится. С трудом вливается в коллектив, не проявляет инициативы в общении и социальной активности, не знакомится первым. Избегает шумных игр и развлечений, не любит внимание, старается быть незаметным.

У такого малыша обычно тихий голос и скованные движения, он легко пугается и расстраивается. Во время волнения он краснеет, потеет, может начать заикаться. В детском саду такие дети стараются держаться поближе к воспитателю. Отлучённые от матери даже ненадолго, они чувствуют себя неуверенно и поэтому часто не хотят ходить в садик. У них заниженная самооценка, они плохо переносят критику и склонны к самообвинению.

Есть ещё несколько общихпризнаков для определениявысокой тревожности у ребёнка:

  • напряжённый взгляд, закрытые позы, повышенный тонус лицевых и шейных мышц, голова часто вжата в плечи;
  • пониженный или чрезмерный аппетит, беспокойный сон, частые ночные кошмары;
  • сложности с концентрацией внимания, низкая работоспособность;
  • плаксивость, раздражительность, частые перемены настроения;
  • проявление беспокойства и волнения по любому поводу;
  • приступы паники в нестандартных ситуациях (эпизодическая пароксизмальная тревожность);
  • частые головные боли, боли в животе, беспричинные расстройства желудка и другие соматические симптомы.

Опытный педагог по этим критериям способен распознать тревожного ребёнка с первых дней знакомства. Чтобы удостовериться в правильности выводов, необходимо понаблюдать за ребёнком в разных ситуациях:

во время занятий, игры, в общении с другими детьми, на улице.

В чём причина возникновения детской тревожности

Причины, по которым ребёнок становится тревожным, бывают разными:

  • Генетическая предрасположенность. Повышенная склонность к тревоге и невротическим расстройствам передаётся по наследству. Она может проявиться как в раннем возрасте (2–3 года), так и в младшем школьном (8–9 лет) или в подростковом (12–14 лет).
  • Неблагоприятная атмосфера в семье. Если родители часто скандалят, ругаются, применяют насилие по отношению друг к другу или к ребёнку, он не чувствует себя в безопасности.
  • Особенности воспитания. Развитию тревожности способствуют эмоциональная холодность и отчуждённость родителей, слишком строгое воспитание, а также гиперопека. Если взрослые убеждают малыша, что мир полон опасностей, слишком волнуются за него и не дают и шагу ступить самостоятельно, ребёнок становится беспокойным и неуверенным в себе.
  • Буллинг. Систематические издевательства в школе или детском саду ведут к формированию тревожных расстройств и депрессии.
  • Психологическая травма. Очень часто повышенная тревожность развивается после пережитого травматического события (смерть близкого человека, развод родителей, пережитое или увиденное насилие и т. д.).
  • Впечатлительность и развитое воображение. Впечатлительные дети могут надумывать страхи, черпая информацию об ужасных происшествиях из телевизора, интернета или разговоров окружающих.

Независимо от того, по какой причине у ребёнка сформировалась тревожность, ему нужно помочь бороться с ней. И очень многое в этом вопросе зависит от родителей. Невысокий и средний уровень тревоги не нужно лечить, достаточно научить ребёнка справляться с волнением. А вот дети с чрезмерно высокой тревожностью нуждаются в психокоррекции.

Как родители могут помочь своему тревожному ребёнку

Если хотите помочь сыну или дочери снять тревожность, воспользуйтесь советами психологов.

  • Обратите внимание на психологический климат в семье. Если он неблагоприятный, ребёнок не сможет избавиться от тревожного синдрома. Спокойные, уравновешенные, любящие родители и комфортная домашняя атмосфера — важные условия для борьбы с переживаниями.
  • Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в вопросах воспитания. Это касается и других членов семьи (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры). Например, если мама запрещает есть сладкое перед обедом и смотреть мультики допоздна, то папа или кто-то другой тоже не должен этого разрешать. Детям, особенно дошкольникам в возрасте 4–5 лет, очень важно знать чёткие и единые правила. Они помогают формировать здоровую психику.
  • Не ругайте и не стыдите ребёнка, не высмеивайте его беспокойства и страхи. То, что взрослым кажется ерундой, дети воспринимают очень серьёзно.
  • Почаще говорите с ребёнком, просите рассказать о том, что его беспокоит или пугает. Научите сына или дочь отличать обоснованную тревогу от надуманной. В 6–7 лет дети уже способны это делать.
  • Повышайте самооценку ребёнка. Почаще хвалите его, акцентируйте внимание на достоинствах, отмечайте успехи и сообщайте о них всем членам семьи. Это способствует снижениюуровня тревожности.
  • Проявляйте любовь словами и действиями. Ребёнок должен понимать, что вы любите его безусловно. Но при этом не душите его своей любовью, не навязывайте нежность и заботу.
  • Если ругаете ребёнка, делайте это конструктивно. Не оскорбляйте, не унижайте, не обзывайте обидными словами. Не используйте никакие виды физического наказания.
  • Привлекайте ребёнка к спортивным занятиям и активным играм на свежем воздухе. Полезно также плавание, танцы, йога, упражнения. Регулярная физическая нагрузка снимает мышечное напряжение и выступает в качестве профилактики тревожных расстройств.
  • Расскажите сыну или дочери, чего вы боялись в детстве и как избавились от страхов. Ребёнок должен понимать, что боязнь чего-либо и волнение — нормальное явление, с которым каждый может справиться.
  • Не опекайте сына или дочь слишком сильно, давайте больше самостоятельности. Предлагайте помощь в решении какой-либо проблемы, но не делайте всё за него. Например, уже в 10–11 лет ребёнок способен многие вопросы решать самостоятельно.
  • Если назревает стрессовая ситуация (поход к врачу, выступление на публике, сложная работа и т. д.), заранее подготовьте ребёнка: успокойте, поддержите и помогите расслабиться.
  • Чтобы помочь ребёнку победить тревожность, научите его навыкам саморегуляции. Он должен знать, что негативные мысли и переживания можно взять под контроль, и тогда они не будут портить жизнь.
02.07.2025 14:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП