СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию авторский метод "Действия с объектами". Хочется узнать мнение. Может, громко сказано "метод"? Очень часто использую данные приёмы, это активизирует работу детей. Данная разработка прошла серьёзную экспертизу методистов, но хочется узнать мнение учителей.
«Деятельность – единственный путь, ведущий к знанию» или поиск эффективного метода объяснения материала.
«Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли.» ( Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 159 с.)
«От действия – к мысли….» Это, пожалуй, должно быть определяющим в выборе средств обучения современного учителя. Это и стало определяющим в создании собственной методики, применяемой при объяснении материала.
Перед вами портрет писателя Б.Шоу. Вглядитесь в него. Что первое «бросается» в глаза? Уверена, вы ответите: «Руки». Это не единственный портрет, на котором руки писателя – неотъемлемая часть образа. Почему руки? Ими Б.Шоу писал, ими мы, читатели, прикасаемся к великим книгам, ими мы, люди, действуем. Драматург писал: «Деятельность – единственный путь, ведущий к знанию». И я поняла: чтобы донести до ученика учебный материал, нужно дать ребёнку возможность действовать, самому этот материал потрогать, повертеть, совершить какое-то действие. Всё это натолкнуло меня на идею создания собственной методики «ДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ», в основе которой лежат приёмы организации объяснения материала через действия с объектами, т.е. ученик достигает понимания языкового материала через ДВИЖЕНИЕ (что-то двигать, перемещать, двигаться самому и т.п.).
Для реализации метода мною разработаны некоторые приёмы.
1.Приём «Корзина»
Учащиеся в группах, парах работают с материалом, наполняя или опустошая корзину, которая стоит на столе. Покажу на примере. В 6 классе ребята с трудом запоминают 9 разрядов местоимений, особенно сложно с определительными местоимениями. Приём «Корзина» помог решить эту сложную задачу. На партах стоит корзина, а рядом вырезанные картинки с разными цветами. Предлагаю детям составить букет из тех цветов, которые я определяю: - Положите в корзину ЛЮБОЙ цветок; ДРУГОЙ цветок; ИНОЙ цветок; САМЫЙ, САМЫЙ цветок; ВСЯКИЙ цветок; КАЖДЫЙ цветок. Далее прошу вспомнить, какие цветы по заданию попали в корзину. Учащиеся без труда называют определительные местоимения: любой, другой, каждый и другие. Спрашиваю, каким образом попали цветы в букет, ребята всегда говорят, что определила их я. Таким образом, учащиеся называют разряд местоимений и указывают, какие местоимения входят в этот разряд. Хочется отметить, что к 11 классу разряды забываются, однако легко вспоминаются, стоит только напомнить о КОРЗИНЕ.
2.Приём «Движение слов».
На карточках напечатаны нужные слова, с которыми учащиеся производят разные манипуляции по заданию учителя. В ходе работы происходит наблюдение за материалом, и делаются определённые выводы.
Начиная с 5 класса, учащиеся производят различные разборы, сути которых понимают плохо. Я решила эту проблему приёмом «Движение слов». Разберём на примере морфологического разбора имени существительного. На карточках отдельно напечатано каждое слово: число, род, склонение, падеж, собств., нариц., одуш., неодуш., дополнение, определение, лицо, обстоятельство, подлежащее, сказуемое, спряжение, вид, Что? Кто? Какой? Сколько? Когда? О чём? Кем? Кому? Предлагаю предложение: Ребята играли во дворе в волейбол. Из числа всех слов отобрать те, которые указывают на морфологические признаки слова «ребята». Учащиеся в парах самостоятельно производят отбор, при проверке обосновывают свой выбор, корректируя материал. Далее прошу сгруппировать признаки по которым слово не меняется, по которым слово меняется, которые определяют синтаксическую роль. В отдельном конверте напечатаны названия группам: Вопрос, Постоянные признаки, Непостоянные признаки, Синтаксическая роль. Дети подставляют их к каждой группе. Предлагаю подобную работу с двумя оставшимися словами. Таким образом, у детей складывается наглядное представление о морфологическом разборе слов.
пять |
пятьдесят |
девять |
шестьсот |
тридцать шесть |
семьсот |
сорок |
восемьсот |
двенадцать |
шестьдесят |
двадцать семь |
семьдесят |
девятнадцать |
восемьдесят |
тридцать девять |
пятьсот |
Приём «Движение слов» даёт возможность и самостоятельного наблюдения за новым материалом. Так, при изучении темы в 6 классе «Правописание мягкого знака в числительных» данный приём незаменим. Даю учащимся карточки со словами. Предлагаю с ними ознакомиться и распределить их на 2 столбика. (Дети всегда видят отличительные признаки слов: в одних Ь в конце слова, в других – в середине). Прошу внутри каждой группы распределить слова в порядке возрастания. Всё это дети выполняют без труда, но число СОРОК вызывает немой вопрос. Предлагаю подумать и найти ему место. Большинство ребят ставят его посередине между столбиками, и это правильно. Порошу обратить внимание на написание Ь в колонках и число 40 и сделать вывод о написании Ь в числительных, который звучит незамедлительно.
3.Приём «Движение предмета»
В данном случае объектом может стать любой предмет. Так, изучая в 7 классе причастие, с помощью данного приёма я получила 100% понимание учащимися трудной части речи.
Даю каждому ребёнку осенний лист (беру настоящие, редко бумажные), прошу его описать. Ребята называют его жёлтым и маленьким (большим). Предлагаю учащимся сделать так, чтобы листок стал двигаться, и дать ему характеристику. Дети самостоятельно производят действия и записывают признаки (что получается: падает – падающий; летит – летящий; кружится – кружащийся; упал – упавший и другое). Всё это делал сам листок: падал, кружился, упал и другое. А теперь прошу детей самостоятельно произвести с листом разные манипуляции, чтобы он испытывал действия со стороны человека, и дать характеристику (что получается: побить – побитый; надорвать – надорванный; свернуть – свёрнутый и другое). Таким образом, учащиеся, анализируя материал, приходят к выводу, что причастие – это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию; причастия могут быть действительными и страдательными.
4.Приём «Действие себя»
Для объяснения материала объектом движения может стать собственное тело. В 7 классе при объяснении темы «Деепричастие» предлагаю совершить некоторые действия: ВСТАТЬ, ПОВЕРНУВШИСЬ вокруг себя; СЕСТЬ, ПОДНЯВ руки вверх; ОПУСТИТЬ руки, ПОЛОЖИВ их на парту. Предлагаю вспомнить основные действия, а затем добавочные, записать слова и сравнить по структуре, сделать вывод. Учащиеся сразу говорят, что деепричастие очень похоже на глагол, но обозначает добавочное действие. Именно понятие ДОБАВОЧНОЕ действие дети понимают с трудом, но благодаря движениям телом всё становится понятным. Далее предлагаю в парах задать друг другу основное и добавочное действие и совершить их.
Конечно, я описала не все приёмы метода «Действия с объектами», используемые мною на уроках. Ясно одно, данная методика даёт возможность решить сложные задачи учебного процесса, языковой материал сделать доступным и интересным, а главное, помогает учить детей действовать, а ОТ ДЕЙСТВИЯ – К МЫСЛИ.
© 2016, Строк Ольга Александровна 1487